07.11.2021
20.07.2022
«Коллекционирование как средство всестороннего развития личности детей»
Горбушина
О.Г высшая квалификационная категория
Валишева
Е.Г. первая квалификационная категория
1. Развитие
познавательного интереса у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Уважаемые
коллеги! Приветствуем вас на мастер-классе «Коллекционирование как средство всестороннего
развития личности детей», где мы вас
познакомим с конкретными шагами, этапами и приемами организации
коллекционирования с детьми дошкольного возраста.
Модернизация дошкольного образования
обусловила поиск новых форм организации
обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности.
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем?
как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них
необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность
ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Развитие
познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании
окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств
развития познавательного интереса дошкольников можно выделить
коллекционирование.
2. Что же такое
коллекционирование?
Дети дошкольного возраста тяготеют к
любительскому коллекционированию.
В
детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что
только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из
киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то
невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Дошкольник пока еще сам не
может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную
деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность,
пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые
поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в
увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования
начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
На
сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов
коллекционирования:
·
киноклефилия: собирание очень
маленьких по размеру игрушек.
·
легофилия: собирание игрушек и
конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
- плангонология
– собирание разных кукол.
- филолидия
– собирание упаковок.
- филателия
– собирание почтовых марок.
- бонистика
– собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
- нумизматика
– собирание различных монет.
3.Цель
и задачи.
Особенность коллекционирования
заключается в соответствии основным требованиям
ФГОС; в возможности реализовать
индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые
образовательные результаты: инициативность, любознательность и
самостоятельность детей; способность к принятию и реализации собственных
решений;
Цель
коллекционирования - развитие
познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста
посредством создания коллекций.
Задачи:
·
формировать
умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
· формировать умение
классифицировать, группировать, обобщать;
· способствовать проявлению избирательных
интересов;
· развивать
познавательный интерес и потребности, любознательность;
· расширять кругозор воспитанников;
· прививать навыки
культуры и оформления коллекции и сбора
материала;
· формировать
бережное отношение к хранению коллекций;
· обогащать и
активизировать словарь детей;
·
активизировать
участие родителей в образовательном процессе.
4. Виды коллекций.
Коллекции доступные для
дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы
коллекций:
Коллективные (групповые) – это
коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.
Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных
коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена
реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции
различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование
осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные
дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят
их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение
поколений.
Индивидуальные – это детские
«сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность
и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно
обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции
без согласия ребенка).
По сроку реализации:
Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на
короткое время.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей,
фантиков, открыток, – это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.
5. Вся работа должна проходить в три этапа:
1этап – адаптация приема
коллекционирования: - накопление запаса конкретных представлений о
коллекционировании у детей и родителей; - включение коллекций в организацию совместной
деятельности с детьми
2 этап – создание условий для развития
детского коллекционирования и реализации его развивающих функций: - организация
«насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию
интереса к процессу коллекционирования; - побуждение детей к получению
информации об объектах коллекционирования;
3 этап – организация собственных
выставок и коллекций детей - привлечение родителей в процесс творческой
деятельности детей
6. Использование коллекций в работе с детьми
Во время создания коллекций
используются различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями,
педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, обязательна
интегрированная деятельность. Формы взаимодействия с воспитанниками: игровые
упражнения, наблюдения, экскурсии, экспериментирование, досуги, познавательная
игротека, проектная деятельность, простейшие опыты, беседы, игры с природным
материалом, дидактические, развивающие игры и т. д.
Возможные формы работы с
детьми:
Групповая (фронтальная);
Подгрупповая (небольшими группами
по интересам);
Индивидуальная;
Образовательная деятельность с
детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во
время прогулок, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной
деятельности- (образовательные
ситуации, проекты) в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии
создания соответствующей развивающей среды).
7. Возрастные
особенности.
В младшем дошкольном возрасте дети
не способны собирать что-то более или менее целенаправленно, имеет место своего
рода собирательство-манипулирование (перебор «сокровищ», «складывание» -
«пакование» (в коробочку, пакет), рассматривание однородных предметов
(рассаживание кукол в ряд, раскладывание книжек, сортировка пуговиц, тяготение
к действиям со множествами, сбор на прогулке однородных предметов (камней,
шишек, листвы). Указанные особенности собирательства связаны с развитием
сенсорного опыта, ряда познавательных умений, но являются важным этапом в
зарождении будущих действий коллекционирования.
В среднем дошкольном возрасте
объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей
ребенка темы — эмоционально окрашенный выбор близких опыту предметов и тем, при
характерной для возраста «неусидчивости» (переключении с одного на другое).
Дети «возвращаются» к коллекции или теме, любуются 9 «сокровищами», получают
удовольствие от разнообразных действий с ними (раскладывания, сортировки,
обыгрывания и т.п.). При этом детям интересны как сами предметы (как объекты
изучения, рассматривания, обыгрывания, манипуляций), так и образы, изображенные
на предметах — магнитах, обертках, вкладышах (прежде всего, персонажи
мультфильмов)
В старшем дошкольном возрасте с развитием
индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид
коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие
объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует
(сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции» Но
дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат), сколько ее
сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия).
Возраст шести-семи лет, по мнению
Н.Б. Крыловой, является рубежным в саморазвитии и становлении культурной идеи
как «ценности и потребности в дальнейшем делать что-то важное, что позволяло бы
продуктивно выразить себя («пред-осуществление себя в будущем деле)»
8.Рекомендации
к тематическому содержанию коллекций.
Выбирать тему коллекции лучше
исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать
возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем
богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать
гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают
игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки,
значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической
стороны и не травмоопасны в работе с ними.
Учитывается также и
природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам
коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам
растений, либо к объектам, при сборе
которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с
корнями и т.д.).
9. Формы
работы с родителями.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия
МБДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями
и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и
совместно их решать. Взаимодействие с родителями при проведении работы по
коллекционированию имеет огромное значение. Для этого используют разнообразные
формы сотрудничества.
10.Заключение. Использование
формы работы как коллекционирование в образовательном процессе расширяет
возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с
детьми. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с
материалом коллекции. И наша задача –
помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить,
унести с собой ускользающую красоту, будь то
птичье перышко или улетающий осенний листок.
А сейчас, уважаемые
коллеги, перейдем к практической части нашего
мастер-класса, а для этого вам нужно разделиться на четыре подгруппы. Первое
задание. У вас на столах лежат листы с таблицами, где указаны различные
названия коллекций, ваша задача написать к какой возрастной группе они
относятся, а также в каких видах деятельности их можно применить. Второе
задание. Каждой подгруппе придумать свою коллекцию по различным разделам
образовательных областей.
И так, каждая группа представляет результаты своей работы. Спасибо за
сотрудничество.
Литература:
- Гризик
Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека:
метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
- Николаева
А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных
интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2017.
Т.6. С. 242-245.
- Коллекционирование
в детском саду как культурная
практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
- Особенности
коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.
23.01.2023
Круглый стол для
педагогов
Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми,
выявить педагогические
основы и эффективные методы развития одаренных
детей, грамотное
построение выбора форм и методов в воспитании личности
активной, творческой,
любознательной.
Подготовка:
Для уточнения своих
знаний педагогам предлагается использовать
методические пособия,
соответствующую литературу, рекомендованную
старшим воспитателем и
педагогом-психологом по данной теме.
Организация:
Актуальность проблемы развития одаренности
Проблема одаренности в
настоящее время становится все более актуальной.
Это прежде всего связано
с потребностью общества в неординарной
творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды
требует не только высокую
активность человека, но и его умения,
способности
нестандартного поведения.
Не случайно в основе ФГОС лежит
системно-деятельностный подход,
который, среди множества планируемых
результатов, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям
современного общества;
-построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования;
-создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями,
развития способностей и творческого потенциала
каждого ребёнка.
Таким образом, поддержать и развить
индивидуальность ребенка, не
растерять, не затормозить рост его способностей
— это особо важная задача
обучения одаренных детей.
Сегодня мы обсудим эту тему и попробуем дать
ответы на следующие
вопросы:
1.Что такое одаренность
2.Виды одаренности.
3.Методы выявления
одаренных детей.
4.Условия успешной
работы по развитию детской одаренности.
Прошу вас выполнить
следующее упражнение, мысленно ответьте на ряд вопросов.
1.Вы считаете, что
талантам помогать не надо – если талант есть, то
он и сам пробьется.
2.Если ребенок
показывает свои способности, то это останется для него
свойственным на всю
оставшуюся жизнь.
3.Если ребенок
неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-
то одаренности?
4.Если ребенок явно
способен, то ему нужно давать больше учебного
материала и потруднее, и
проблема его обучения будет решена.
А теперь перед вами лежит шкала, крайние
значения которой - эти две точки зрения.
Одаренность встречается крайне редко._____________________________.
Одаренными являются все дети
Отметьте пожалуйста на
шкале, где находится ваша точка зрения.
Наиболее популярной современной концепцией
одаренности является теория
известного американского специалиста в области
обучения одаренных детей
Джозефа Рензулли.
Он считает, что
поведение одаренного человека отражает взаимодействие
между 3 основными
группами качеств:
·
общие или специальные
способности выше среднего,
·
высокий уровень
включенности в задачу,
·
высокий уровень
креативности.
Принципиально важно то,
что Д. Рензулли предлагает считать одаренным не
только того, кто по всем
трем основным параметрам превосходит
сверстников, но и того,
кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по
одному из них.
Таким образом,
контингент одаренных существенно расширяется, по
сравнению с тем
небольшим процентом детей, которых обычно выявляют
при помощи тестов
интеллекта, креативности или по тестам достижений.
.
Итак, что такое одаренность?
Одаренность – это системное, развивающееся в
течение жизни качество
психики, которое определяет возможность
достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или
нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Педагоги, работающие с
одаренными детьми, должны быть достаточно
осведомлены и вооружены
педагогическими знаниями в этой области. Я
предлагаю вам, работая в
группах, разгадать кроссворд, в котором
представлены качества
личности, виды детской деятельности, определения.
Кроссворд.
1 Процесс создания
прототипа, прообраза предполагаемого или возможного
объекта, состояния, как
один из методов работы с одарёнными детьми
(проектирование от лат. projectus, буквально — брошенный
вперёд).
2 Неповторимое
своеобразие какого-либо явления, отдельного существа,
человека, в качестве
особенного, характеризующего данную единичность в
её качественных
отличиях. (Индивидуальность - от
лат. individuum—
неделимое).
3 Составляемый
исследователями, аналитиками опросный лист со списком
вопросов, ответы на
которые позволяют провести экономическое,
социологическое
обследование, изучить общественное мнение; 2) опросный
лист. (АНКЕТА от франц. Enquete).
4 Ведущий вид
деятельности дошкольника, заключающийся в
психологической
вовлеченности в некий процесс. (Игра).
5 Способность мышления,
рационального познания, в отличие от таких,
например, душевных
способностей, как чувство, воля, интуиция…
(Интеллект - от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок).
7 Способность удивлять,
порой даже шокировать (синоним -
оригинальность,
самобытность). (Неординарность)
9 Наивысшие достижения в
какой-либо деятельности. (Успех)
10 Высокий уровень
развития способностей, проявляющихся в творческих
достижениях и в
различных областях культуры. Определённые способности,
которые раскрываются с
приобретением навыка и опыта. (Талант).
11 Стремление к приобретению
всё новых знаний. Живой интерес ко всему
тому, что может
обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
Виды одаренности
Согласно методике
экспертных оценок по определению одаренных детей
А.А.Лосева существует 10
сфер, в которых ребенок может проявлять свои
таланты. Давайте вместе
вспомним их.
1 Интеллектуальная сфера
2. Сфера академических
достижений
3 Творчество
4 Литературные сферы
5 Артистическая сфера
6 Музыкальная сфера
7.Техническая сфера
8.Двигательная сфера
9 Сфера художественных
достижений
10 Общение и лидерство
В нашем ДОУ была создана
комиссия по одарённости. Комиссия разработала программу работы с одарёнными
детьми, в неё вошли методы, формы , приёмы работы. А также педагогический
инструментарий, методики работы с одарёнными детьми.
В
условиях детского сада работа с одаренными детьми может осуществляться на
основе
принципов дифференциации и индивидуализации: по
индивидуальным
образовательным маршрутам,организации работы
секций, кружков. При условии, что каждый педагог пройдёт курсы повышения
квалификации по доп.образованию.
Существует такой распространенный стереотип, что
учить одаренных детей - одно сплошное удовольствие, и общение с ними легко и
приятно. Да, работать с такими детьми значительно интереснее, что же до
легкости и приятности - это вопрос спорный. Вам предложен список личностных
качеств, которые мы встречаем у своих воспитанников. Отметьте знаком «+» те
качества, которые вам нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:
Дисциплинированный.
Неровно
успевающий.
Организованный.
Выбивающийся
из общего темпа.
Эрудированный.
Странный
в поведении, непонятный.
Умеющий
поддержать общее дело (коллективист).
Выскакивающий
во время занятия с нелепыми замечаниями.
Стабильно
успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, на лету схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся
легко, приятный в общении.
Иногда
тугодум, не может понять очевидного.
Ясно,
понятно для всех выражающий свои мысли.
Не
всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Одаренные дети очень разные: очень живые, даже иногда просто нахальные, и
тихони, еле слышно произносящие ответ невероятно сложной задачи. Очень
обаятельные, очаровательные и неловкие, стеснительные, оттаивающие лишь к концу
встречи с незнакомым человеком (и то, если этот человек им понравился).
Готовы ли вы работать с одарёнными детьми?
Немало важно, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном
реагировании. Развитию таких качеств способствуют игры, рассчитанные на
повышение креативности, основанные на следующих принципах: научить человеческий
мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные
ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Игра «Сумасшедший
архитектор».
Задание: необходимо
нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде
всего, произвольно
выбрать любых 10 слов (можно из словаря,
можно наугад
назвать).
Задача такая: вы
архитектор, к вам обратился заказчик, который готов
заплатить большие деньги
за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе
должны быть
представлены… (далее следует 10 выбранных слов).
Например: «Кастрюля» -
отлично, дом будет иметь форму кастрюли.
«Ворона»… пусть крыльцо
будет черным, как ворона. «Кресс – салат»?
Отведем комнату под
зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично,
старайтесь одновременно представлять, как это
могло бы быть в
действительности.
Вернемся к шкале и узнаем, изменилось ли ваше
мнение к концу круглого стола.
Отметьте, пожалуйста на шкале, где сейчас находится ваша
точка зрения.
В заключение хотелось бы
услышать ваши впечатления об увиденном и
услышанном, я прошу вас
оставить ваш отзыв в виде пятистишья
"Синквейн", алгоритм написания которого представлен в
таблице
1-я
Кто? Что? – существительное,
выражающее главную тему
2-я
Какой? – 2
прилагательных, выражающих главную тему
3-я
Что делает? - 3 глагола,
описывающие действия в рамках темы
4-я
Фраза – несущая
определенный смысл
5-я
Заключение в форме
существительного (ассоциация с первым словом)