Вырова Мария Владимировна, учитель-логопед.
16.01.2025
Нормы речи в 2 года
10.04.2025
Нормы речи в 2 года
Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются
по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые
тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за
речи, лучше записаться к нему на прием.
Что считается нормой в 2 года:
·
ребенок
говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
·
малыш
пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
·
здоровается
и прощается (или машет ручкой);
·
отвечает на
вопросы «да», «нет»;
·
понимает
речь и просьбы взрослого;
·
показывает
рукой на предметы, пытается дать им название.
Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не
нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды
призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их
достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца,
но уровень развития остается прежним.
Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко.
Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много
времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.
Речь у мальчиков и девочек
Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии
мальчишек. Это связано с особенностями формирования разных полушарий мозга. В
раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек —
творческое. По речевым показателям девочка опередит мальчика, в среднем, на 4-6
месяцев.
Как родителям развивать речь малыша?
Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и
становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых
заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или
нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу
заговорить.
Ребенок в 2 года, который нормально развит:
· понимает речь взрослых (находит
предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
· активно использует мимику;
· общается жестами;
· проявляет эмпатию (может пожалеть
маму, если ей больно);
· выражает разные эмоции.
Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно
стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:
· слушать и не прерывать ребенка;
· употреблять в общении слова «скажи»,
«позови», «спроси»;
· эмоционально хвалить за речевые
достижения;
· говорить четко, достаточно медленно;
· вместо сложных речевых конструкций
говорить короткие фразы;
· знакомить с новыми словами, давая
названия окружающим предметам и игрушкам;
· комментировать все действия;
· слушать музыку;
· читать стихи и сказки.
Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую,
эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за
разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.
Полезные занятия с ребенком
Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой —
особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых
мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру.
Что нужно делать:
· показывать язык;
· вытягивать губы трубочкой;
· дуть на предметы, например, на
легкие бумажные салфетки;
· пускать мыльные пузыри (только под
присмотром взрослых);
· учить смыкать зубы;
· растягивать губы в улыбке.
Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга.
Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой.
Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.
Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет
на запуск речи. Можно:
· делать легкий массаж ладошек и стоп,
сопровождая его веселыми потешками;
· давать играть с разным по текстурам
подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
· дома ходить босиком;
· использовать коврики с разным
покрытием;
· рисовать и лепить под присмотром
взрослых.
Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия
животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию
малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его
комментировать.
Вывод
Развитие ребенка происходит каждый день. Но период до 3 лет — самый важны для становления многих психо-физиологических процессов, и речь — один из них. Родителям важно, с одной стороны, не давить на ребенка, а с другой — контролировать его гармоничный рост. Поскольку каждый малыш индивидуален, важно сравнивать его достижения не с усредненными нормами, а с тем, как прогрессирует он лично. При возникновении сомнений и переживаний нужно посетить детского специалиста — невролога, педиатра или логопеда.