07.11.2021
27.11.2023
2023 год Указом
Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и
наставника. (Министерство просвещения Российской Федерации).
Цель наставничества — помочь молодым
и начинающим педагогам в их профессиональном развитии. Наставничество начинающему
педагогу дает возможность заручиться поддержкой более опытного коллеги,
повысить его профессиональные компетенции и позволяет передать педагогу-наставнику –
свой педагогический опыт. Только от
опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить
ощутимую помощь, как практическую, так и теоретическую.
Назначение наставника должно
производиться по обоюдному согласию наставника и молодого
специалиста. Нельзя забывать о психологической совместимости наставника и
молодого специалиста. Перед наставником ставятся непростые задачи:
заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального
развития, помочь адаптироваться в новой команде. К педагогу-наставнику предъявляется
много требований:
— компетентность и опыт
работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми
педагогами (доброжелательность и взаимоуважение, уважительное отношение к
мнению доброжелателей);
Наставник — это человек,
который заслужил доверие коллектива, способен организовать процесс
профессионального развития молодого специалиста, поддержать его стремление к
самостоятельной деятельности, имеет желание развивать свои педагогические
навыки.
Рекомендуется,
чтобы наставник начал свою работу,
проведя опрос или собеседование, которое поможет выбрать наиболее подходящие
формы работы с молодым педагогом и его содержанием. Наставник, опираясь на
данные, полученные в ходе собеседования, и наблюдая за работой педагога,
составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим
воспитателем.
Используются различные
формы работы:
— педагог-наставник предлагает
совместно планировать образовательную деятельность, оказывает помощь в
составлении планирования организованной образовательной деятельности;
— рекомендует
методическую литературу;
— посещает режимные
моменты, смотрит на молодого педагога и анализирует их;
— приглашает понаблюдать
за его работой;
-организует открытые
демонстрации выполнения режимных моментов, организацию прогулок, ООД и других
мероприятий с обсуждением увиденного;
— консультации,
собеседования;
— знакомит с нетрадиционными
формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь в подготовке
консультативного материала для родителей;
— помогает в самообразовании,
подготовке к педсоветам.
Наставничество — это
постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым
педагогам должны быть уважительными, терпеливыми, делиться своим опытом, не
забывать замечать положительные стороны в работе молодого специалиста,
продвигать педагогические находки. С другой стороны, даже молодые специалисты
должны стремиться правильно, выстраивать отношения с наставником.
В этом учебном году наставничество успешно
применяется в нашем ДОУ. Наставники чувствуют большую ответственность. От
них зависит, прежде всего, будущий профессионализм молодого педагога.
Необходимо эмоционально поддержать молодого
специалиста, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание.
Демонстрация активности осуществляется таким образом, что воспитатель
постепенно вовлекается в работу, набираясь опыта в общении с детьми.
Наставник обращает внимание
молодого специалиста на то, что в его работе есть помощники не только в лице
старшего воспитателя и наставника, но и его коллега в группе с
практическим опытом тоже может быть помощником. Напоминает об отношениях между
воспитателем и детьми. Он пытается показать на практике, что педагог всегда
относится к своему помощнику с уважением, тем самым показывая пример детям и
родителям. Нельзя забывать, что работа молодого специалиста строится под
руководством и в тесной связи с воспитателем.
Когда молодой специалист
начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные
моменты режима, ООД. Затем вместе с молодым специалистом они анализируют,
обсуждают, какие ошибки были допущены, как их устранить.
В дальнейшем молодой
специалист изучает не только опыт наставника, но и других коллег. Молодого
специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие
доклады, привлекают к работе в творческих группах, для подготовки
педагогических советов.
По мере того как молодой
специалист начинает все больше и больше вовлекаться в работу, положительная
оценка наставника становится более важной, чем когда-либо. Здесь
важно замечать даже небольшие успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки,
не забывают благодарить за помощь, педагоги стараются быстро прийти на помощь
детям в разрешении конфликтов, продумывании предварительной работы, игровых
приемов. Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии. На
последнем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет
недостатки и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекаются
и другие специалисты дошкольного учреждения (логопед, музыкальный
руководитель, педагог-психолог).
Таким образом,
использование системы наставничества в дошкольном учреждении позволяет
воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать
уверенность в своих силах, обеспечить правильный выбор профессии, наладить
эффективное сотрудничество с коллегами, доказать, что эта система приносит наставнику
не меньшую пользу.
Работа с молодыми
специалистами помогает повысить их профессиональную компетентность: воспитатели
стараются следовать новейшим методическим материалам, участвуют в
педагогических конкурсах, конференциях, используют передовые технологии в своей
работе. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новый
взгляд на развитие и воспитание детей.
12.07.2023
Просмотров всего: , сегодня:
14.06.2023
Просмотров всего: , сегодня:
14.04.2023
Просмотров всего: , сегодня:
28.02.2023
Просмотров всего: , сегодня:
18.01.2023
Просмотров всего: , сегодня: