25.04.2022
Познавательно – исследовательский проект на тему:
«Огород на окне» в младшей группе "Медвежата"
Пояснительная записка
Весна – это пора
пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем в сельской
местности, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. И как же хочется
это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям
строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок
познает мир, активно взаимодействуя с ним, спрашивает, удивляется, а не
пассивно наблюдает.
Многие родители,
не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка,
если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое
живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или
нет.
Только с помощью
взрослых дошкольник может узнать, понять, что жизнь растения зависит от наличия
тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от
слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений,
ребенок будет сочувствовать, ухаживать и любить.
Таким образом, решаются
задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического
развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг
себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за
растениями.
Приобщение к посильному
труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как
ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения
ребенка в школе.
Однако проблема состоит
в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют
представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их
роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно
развит.
Чтобы удовлетворить
детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности
мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей,
а также знакомство с новыми для них словами и использование их в речи.
Ознакомление с ростом и развитием растений, с жизнью,можно осуществлять в
зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры
из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, оформив в игровую зону.
Цель
проекта: Создание условий для развития речи, проявление
интереса у детей младшего дошкольного возраста к
познавательно-исследовательской, трудовой деятельности в процессе выращивания
огородных растений.
Предполагаемый
результат
С помощью
огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из
семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и
давать плод.
-У детей появится
интерес к растениям, животным, к окружающему миру.
-Они смогут различать
некоторые виды растений (помидор, перец, картофель, огурец и т. д.), знают
и называют несколько птиц.
-Узнают и закрепят
знания о строении растения.
-Узнают много
интересного о жизни растений, животных.
-Дети научатся вести
наблюдения и делать первые в жизни выводы.
-Познакомятся с
простыми схемами, символами, названиями инструментов для работы.
Приобщение к
посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат,
обязательность, целеустремленность, работать совместно.
Методы
и приемы организации учебно-воспитательного процесса.
Работа с детьми:
Для реализации проекта
используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод:
рассматривание иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов.
Словесный: чтение и
обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного
народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы:
организация продуктивной деятельности, дидактические игры, совместные
игры,подвижные, музыкальные игры.
Все методы и приемы
используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя
воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь,
внимание, память, воображение, творческое способности.
Работа с родителями:
·
Беседы с родителями.
·
Консультации для родителей.
·
Оформление уголка для родителей по
данной теме, видео и фото отчёты.
Принципы реализации
проекта.
1. Основополагающий
принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные
возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов,
склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения
мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности
– «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через
зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип
систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в
определенном порядке, системе.
5. Принцип
коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип взаимосвязи
сенсорного, умственного и речевого развития детей.
7. Принцип
интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы,
музыки.
8. Принцип связи с
реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед
нами некий жизненный урок.
Задачи:
·
Формировать у детей представления о
посадочном материале;
·
Расширять представления детей об
овощных, цветочных культурах; об особенностях строения и условиях роста
растений;
·
Формировать умение ухаживать за
огородными культурами;
·
Развивать любознательность,
наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
·
Воспитывать бережное и заботливое
отношение к растениям;
·
Воспитывать уважение к труду, бережное
отношение к его результатам.
·
Формировать чувство ответственности при
уходе за растениями: вовремя поливать, рыхлить почву.
·
Способствовать развитию
самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.
·
Формировать партнерские взаимоотношения
между педагогом, детьми и родителями.
Работа над проектом
включает три этапа:
Этапы реализации
проекта.
1
этап - подготовительный (14.03.22-25.03.22):
-Постановка цели,
определение актуальности и значимости проекта.
-Изучение и анализ
научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по
данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной
проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-Подготовка печатной
информации; оформление папки-передвижки, лэпбука, карточек-схем, открыток с
признаками весны, альбомы.
-Подбор художественной
литературы: сказки, стихи, потешки, пословицы, загадки; дидактических игр,
иллюстраций.
-Организация предметно
– развивающей среды: центр природы.
-Анкетирование
родителей.
-Информация для
родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»».
-Работа с родителями
по взаимодействию в рамках проекта.
-Определение тематик
бесед.
-Разработка содержания
проекта: «Огород на окне».
-Планирование
предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2
этап – основной(28.03.22-15.04.22):
-Внедрение в
воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по
расширению знаний детей о сказках.
-Работа по плану с
детьми, родителями, педагогами.
- Выполнение проекта.
-Рассматривание семян (лук,
помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, укроп). Выявление их
многообразия: круглые, овальные, большие, маленькие, гладкие, шершавые, разных
цветов.
-Рассматривание земли
для посадки. Определение ее свойств: цвет – темный, при поливе темнеет;
рассыпается, мокрая - держит форму.
- Посев и посадка семян
лука, моркови, укропа и пр.
- Оформление огорода на
окне.
-Уход за посаженными
культурами – полив, рыхление, удаление сорняков.
- Наблюдение за ростом
растений.
-Опыты: наблюдение за
семенами гороха, кукурузы, бобов (одни сухие, другие – замоченные в воде); лук
в темном месте без полива, лук в темном месте с поливом, лук на солнечном месте
с поливом.
- Срезка лука и укропа
на обед.
- Продуктивная
деятельность:
• лепка «Морковки
большие и маленькие»;
• Рисование «Лучок»;
«Чипполино»
• Аппликация «Солим
огурцы»;
• Конструирование
«Огород для мишки».
- Игровая деятельность:
• Дидактические игры –
«Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что где
растет?», «Найди пару», «Целое и часть», «Доскажи словечко», «Положи на полку».
· Игровая ситуация «Сварим из овощей суп».
· Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».
· Подвижные игры: «Собери овощи в
корзинку», «Вершки и корешки».
- Коммуникативная деятельность:
Чтение: О. Емельянова
«Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», В. Сутеев «Яблоко», С. Сирена
«Огород», русская народная сказка «Репка», А. Максакова «Посадила в огороде»,
белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский
«Огород», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и
морковку» пер. шотл. И. Токмаковой, потешки, загадки, пословицы об овощах,
фруктах.
3
этап - заключительный этап (18.04.22):
1.Анализ полученных результатов.
2.Презентация проекта «Огород на
окне».
3.Развлечение на тему: «Путешествие к
огородному Чудику».
4.Предложить мамам и папам привлечь
своего ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем огороде, выделив для
этой цели небольшую грядку для малыша.
5.Консультация для родителей
«Витамины в огороде».
Заключение
В
ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах,
об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство,
умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру,
правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все
участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции
от полученных результатов.
Огород
у Колобка.
К Колобку в гости
малыши заглянули уже ранней весной, когда ещё везде лежал снег.
А где живет Колобок?
У бабушки и дедушки, в
домике с печкой, да с кошкой Муркой прогуливается по усадьбе. А собака Жучка
охраняет все угодье. А еще у Колобка есть куры с петушком, индюк, прудик с
уточками и гусями, корова Марта, коза Дереза, свинья Хрю. Колобок познакомил малышей с домашними
животными, где они живут, когда на улице зима, чем они питаются, рассказал
малышам, о том, что у бабушки живет кролик, а в лесу заяц. А еще в гости
приходят русские матрешки. Рассказал и показал, как помогают они дедушке и
бабушке по хозяйству.
Замечательные помощники
лошадки возят урожай на тележке, они очень любят зелёную травку, а зимой сено.
Колобок показал малышам как растет березка, лучок, помидоры, огурцы, горох,
цветы. Как прилетают весной птицы, познакомил с жильём птиц: скворечниками и
гнёздами, где птички откладывают яйца и выводят своих птенцов.
А в лесной стороне
появляется из-под снега густая зелёная травка. За огородом красивый
лес, там дикие животные гуляют. Весной просыпается медведь. Голодный волк рыщет
между деревьями. Хитрая лиса смотрит в сторону курятника. Шустрые белки
резвятся по веточкам.
Малыши помогали поливать
урожай и рыхлить почву.
Наблюдали каждый день,
как зеленеет огород.
Ребятки закрепили понятия: «домашние» и «дикие» животные; названия нескольких птиц, «овощи», «фрукты»; «сад» и «огород», «скворечник», «гнездо», «лисья», «корни», «стебель», «ствол».
Урожай у нас неплох: есть гречиха и горох!
Здесь укропчик и пшеница.
Есть ребятам, чем гордиться!
Посадили и лучок, для салата пусть растёт!
Мы сажали, поливали,
Мы рыхлили, удобряли.
За окном лежит снежок.
Урожай у нас неплох!
Полюбуйся-ка, народ. На чудесный огород!
"Что за зелень у окна.
Ведь за окном у нас зима.
Поговаривают что лук,
Полезен от семи недуг.
Малыши лучок сажали.
Урожаем угощали,
Витаминов целый клад
Приходите все к нам в сад"
Список
литературы.
1.С. Н. Николаева
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
2. Т. М. Енакай, Г. Ш.
Мазитова «Природа и ребёнок».
3. Соломенникова О. А.
Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей
группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 48с.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2022
Дата обновления: 06.05.2022
Дата публикации: 25.04.2022