Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне»

25.04.2022

 

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» в младшей группе "Медвежата"


        Пояснительная записка

Весна – это пора пробуждения природы и начало огородного сезона. Поскольку мы живем в сельской местности, почти в каждом доме на окошке появляется рассада. И как же хочется это все не только рассмотреть, но и потрогать, понюхать, полить. Но детям строго-настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А ребенок познает мир, активно взаимодействуя с ним, спрашивает, удивляется, а не пассивно наблюдает.

Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Только с помощью взрослых дошкольник может узнать, понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать, ухаживать и любить.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

 Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.

Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, а также знакомство с новыми для них словами и использование их в речи. Ознакомление с ростом и развитием растений, с жизнью,можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне, оформив в игровую зону.

Цель проекта: Создание условий для развития речи, проявление интереса у детей младшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской, трудовой деятельности в процессе выращивания огородных растений.

Предполагаемый результат

 С помощью огорода на окне мы не только расскажем, но и покажем, как можно вырастить из семечка, луковицы, зёрнышка растение, которое будет расти, потом цвести и давать плод.

-У детей появится интерес к растениям, животным, к окружающему миру.

-Они смогут различать некоторые виды растений (помидор, перец, картофель, огурец и т. д.), знают и называют несколько птиц.

-Узнают и закрепят знания о строении растения.

-Узнают много интересного о жизни растений, животных.

-Дети научатся вести наблюдения и делать первые в жизни выводы.

-Познакомятся с простыми схемами, символами, названиями инструментов для работы.

Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность, работать совместно.

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

Работа с детьми:

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов.

Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактические игры, совместные игры,подвижные, музыкальные игры.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память, воображение, творческое способности.

Работа с родителями:

·        Беседы с родителями.

·        Консультации для родителей.

·        Оформление уголка для родителей по данной теме, видео и фото отчёты.

Принципы реализации проекта.

1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задачи:

·        Формировать у детей представления о посадочном материале;

·        Расширять представления детей об овощных, цветочных культурах; об особенностях строения и условиях роста растений;

·        Формировать умение ухаживать за огородными культурами;

·        Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

·        Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

·        Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

·        Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя поливать, рыхлить почву.

·        Способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

·        Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Работа над проектом включает три этапа:

Этапы реализации проекта. 

1 этап - подготовительный (14.03.22-25.03.22):

-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

-Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки, лэпбука, карточек-схем, открыток с признаками весны, альбомы.

-Подбор художественной литературы: сказки, стихи, потешки, пословицы, загадки; дидактических игр, иллюстраций.

-Организация предметно – развивающей среды: центр природы.

-Анкетирование родителей.

-Информация для родителей «Участвуем в проекте «Огород на окне»».

-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

-Определение тематик бесед.

-Разработка содержания проекта: «Огород на окне».

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2 этап – основной(28.03.22-15.04.22):Хочу такой сайт

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках.

-Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- Выполнение проекта.

-Рассматривание семян (лук, помидор, морковь, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, укроп). Выявление их многообразия: круглые, овальные, большие, маленькие, гладкие, шершавые, разных цветов.

-Рассматривание земли для посадки. Определение ее свойств: цвет – темный, при поливе темнеет; рассыпается, мокрая - держит форму.

- Посев и посадка семян лука, моркови, укропа и пр.

- Оформление огорода на окне.

-Уход за посаженными культурами – полив, рыхление, удаление сорняков.

- Наблюдение за ростом растений.

-Опыты: наблюдение за семенами гороха, кукурузы, бобов (одни сухие, другие – замоченные в воде); лук в темном месте без полива, лук в темном месте с поливом, лук на солнечном месте с поливом.

- Срезка лука и укропа на обед.

- Продуктивная деятельность:

• лепка «Морковки большие и маленькие»;

• Рисование «Лучок»; «Чипполино»

• Аппликация «Солим огурцы»;

• Конструирование «Огород для мишки».

- Игровая деятельность:

• Дидактические игры – «Во саду ли, в огороде», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Что где растет?», «Найди пару», «Целое и часть», «Доскажи словечко», «Положи на полку».

·   Игровая ситуация «Сварим из овощей суп».

·   Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».

· Подвижные игры: «Собери овощи в корзинку», «Вершки и корешки».

-       Коммуникативная деятельность:

Чтение: О. Емельянова «Что растёт на огороде», С. Виталий «Огород», В. Сутеев «Яблоко», С. Сирена «Огород», русская народная сказка «Репка», А. Максакова «Посадила в огороде», белорусская народная сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», К. Чуковский «Огород», стихотворения – песенки «Купите лук, зелёный лук, петрушку и морковку» пер. шотл. И. Токмаковой, потешки, загадки, пословицы об овощах, фруктах.

3 этап - заключительный этап (18.04.22):

1.Анализ полученных результатов.

2.Презентация проекта «Огород на окне».

3.Развлечение на тему: «Путешествие к огородному Чудику».

4.Предложить мамам и папам привлечь своего ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем огороде, выделив для этой цели небольшую грядку для малыша.

5.Консультация для родителей «Витамины в огороде».

Заключение

 В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Огород у Колобка.

К Колобку в гости малыши заглянули уже ранней весной, когда ещё везде лежал снег.

А где живет Колобок?

У бабушки и дедушки, в домике с печкой, да с кошкой Муркой прогуливается по усадьбе. А собака Жучка охраняет все угодье. А еще у Колобка есть куры с петушком, индюк, прудик с уточками и гусями, корова Марта, коза Дереза, свинья Хрю.  Колобок познакомил малышей с домашними животными, где они живут, когда на улице зима, чем они питаются, рассказал малышам, о том, что у бабушки живет кролик, а в лесу заяц. А еще в гости приходят русские матрешки. Рассказал и показал, как помогают они дедушке и бабушке по хозяйству.

Замечательные помощники лошадки возят урожай на тележке, они очень любят зелёную травку, а зимой сено. Колобок показал малышам как растет березка, лучок, помидоры, огурцы, горох, цветы. Как прилетают весной птицы, познакомил с жильём птиц: скворечниками и гнёздами, где птички откладывают яйца и выводят своих птенцов.

А в лесной стороне появляется из-под снега густая зелёная травка. За огородом красивый лес, там дикие животные гуляют. Весной просыпается медведь. Голодный волк рыщет между деревьями. Хитрая лиса смотрит в сторону курятника. Шустрые белки резвятся по веточкам.

Малыши помогали поливать урожай и рыхлить почву.

Наблюдали каждый день, как зеленеет огород.

Ребятки закрепили понятия:  «домашние» и «дикие» животные; названия нескольких птиц, «овощи», «фрукты»; «сад» и «огород», «скворечник», «гнездо», «лисья», «корни», «стебель», «ствол».


Урожай у нас неплох: есть гречиха и горох!

Здесь укропчик и пшеница.

Есть ребятам, чем гордиться!

Посадили и лучок, для салата пусть растёт!

Мы сажали, поливали,

Мы рыхлили, удобряли.

За окном лежит снежок.

Урожай у нас неплох!

Полюбуйся-ка, народ. На чудесный огород!

"Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад"

Список литературы.

1.С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

2. Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова «Природа и ребёнок».

3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 48с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.04.2022

Дата обновления: 06.05.2022

Дата публикации: 25.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».