24.12.2020
Речевая готовность ребенка
к школе
Речевое развитие
ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при
подготовке к школе. Именно недостаточное речевое развитие часто становится
основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.
Развитие речи не только демонстрирует общее
развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также
логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая
готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по
всем предметам.
Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением
письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи:
1. Умение слушать и
слышать других
Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у
него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который
рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы
ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от
преподавателя.
2. Сформированность
звуковой стороны речи:
умение четко и внятно произносить все звуки речи;
возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового
содержания;
умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от
ситуации).
Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно
скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому
на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать
звуки речи на слух
В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать
каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме).
Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его
письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо
слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».
4. Функции языкового
анализа и синтеза
Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове,
но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:
Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка»
звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука
начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
Определение места звука в слове («В каком месте в слове
«гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
Умение назвать все звуки в слове по порядку
(последовательный анализ).
Умение назвать количество звуков в слове (количественный
анализ).
Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание
слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на
слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из
представленных ему слогов.
Синтаксический анализ представляет собой определение
количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение
составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас
Готовность ребенка к школе определяется, в частности,
его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка
3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти
слова, а понимать их значение.
В школе ребенку придется отвечать на вопросы
учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять
рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.
Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо
заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает
нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве
присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка
словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.
Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое
происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных
высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок
услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как
потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.
В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь
именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому
среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими
как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет
слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.
Речевая готовность к школе определяется следующими
навыками:
- умение
четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
- употребление
в связной речи слов с обобщающим значением;
- умение
характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава –
зеленая);
- умение
подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает,
бегает, точит когти и т.д.);
- умение
подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта,
учебники, коридор);
- понимание
и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький,
сладкий – горький);
- понимание
и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
- понимание
и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя,
гриба);
- понимание
метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал»,
«каменное сердце»);
- понимание
и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя
голову»);
- умение
подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его
словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать
содержание прочитанного им материала.
6. Грамматический
строй речи
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами
словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным
является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим
категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к
школе:
использование развернутой фразовой речи;
работа с предложением: построение простых предложений,
понимание связи слов в предложении и т.д.
умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение
составлять предложение по картинке и опорным словам;
пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь
Под этим понятием понимаются развернутые высказывания,
которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим
возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне
затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:
поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту
ребенка;
нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
умение развернуто описывать окружающие предметы;
внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой
фильм смотрел и о чем там говорилось);
умение пересказывать сказки, используя собственный словарный
запас;
умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы,
договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка
затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его
характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты
своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми,
раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно
устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в
семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если
его речь несовершенна. Особенно необходимым становится правильное произношение
звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно
так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов
отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин
возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Основная задача родителей – вовремя
обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка,
чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности
общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата
коррекция, тем лучше будет результат.
Учиитель-логопед
Ветрова Л.А.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.01.2021
Дата обновления: 11.01.2021
Дата публикации: 24.12.2020