Положение о тьюторском сопровождении воспитанников МКДОУ 3 Рябинка

1. Общие положения.
1.1.
Настоящее Положение об организации тьюторского сопровождения (далее Положение) в МКДОУ детский сад № 3 «Рябинка» (далее – ДОУ) регламентирует
деятельность тьютора в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных
особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения, воспитания и социальной
адаптации на уровне дошкольного образования.
1.2.
Положение разработано в соответствии с:
– Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ17.10.2013 № 1155;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» (с изменениями от 01.12.2022г);
– Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 года № 761-н «Об утверждении единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»;
- приказом Минтруда от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального
стандарта "Специалист в области воспитания"»;
постановлением
Правительства
РФ
от
21.02.2022
№225
«Об
утверждении
номенклатуры
должностей
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
должностей
руководителей образовательных организаций»;
- постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
- постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Уставом ДОУ;
- локальными нормативными актами ДОУ.
1.2. Основные понятия:
Тьюторское сопровождение – педагогическая технология, которая состоит в
сопровождении воспитанника в процессе формирования и реализации индивидуального

образовательного маршрута, разрабатываемого исходя из особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей, интересов и потребностей личности.
Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная
траектория обучающегося с ОВЗ. Индивидуальная образовательная траектория
предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также
разработанный способ его реализации.
Тьютор - это педагог, обеспечивающий подбор методических средств для
организации и реализации ИОМ воспитанников с ОВЗ и инвалидов.
Тьютор осуществляет поддержку в разработке и сопровождении ИОМ, проектов,
включая организацию процесса индивидуальной работы с воспитанником по выявлению,
формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождение процесса
формирования их личности и жизненно важных компетенций.
Тьюторант - воспитанник, осваивающий в условиях тьюторского сопровождения
ИОМ, ИУП в ДОУ.
1.4. Положение разработано с целью организации командного стиля работы и
построения успешной инклюзии, реализации сотрудничества специалистов и
педагогических работников ДОУ.
1.5. Настоящее Положение разработано для реализации задач, стоящих перед
тьютором, необходимостью определения круга компетенций тьютора в инклюзивном
образовании.
1.6. Реализация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
является одним из механизмов повышения эффективности деятельности ДОУ и
улучшения качества инклюзивного образования и воспитания дошкольников с ОВЗ и
инвалидностью.
1.7. Настоящее Положение определяет права и обязанности участников
инклюзивной деятельности.
2.
Цель и задачи тьюторского сопровождения.
Деятельность тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной
образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал воспитанника с ОВЗ,
образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности ДОУ.
Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических
материалов для занятий, транслирование заданий воспитателя, специалистов,
сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть группу) и
воспитания (организация коммуникации со сверстниками, включение ребенка с учетом его
интересов и особенностей в социальные проекты).
2.1. Цель работы тьютора заключается:
– в педагогическом сопровождении воспитанников с особенностями в развитии и
реализации ИОМ, проектов;
– в создании условий для успешного включения ребенка с особенностями развития
в среду ДОУ;
– в поддержке и сопровождении его образовательной деятельности, основанной на
принципах индивидуализации и индивидуального подхода.
2.2. Задачи:
– создание условий для успешного развития ребенка;

– создание условий для успешной социализации ребенка;
– максимальное раскрытие потенциала личности ребенка.

3. Функции тьюторского сопровождения.
В ходе организации сопровождения, тьютор осуществляет следующие функции:
3.1. Диагностическая: мониторинг и диагностика индивидуальных потребностей
интересов, склонностей, мотивов, познавательных способностей воспитанника.
3.2. Проектировочная: выявление и определение возможностей для преодоления
имеющихся у воспитанника проблем, разработка и подбор средств и процедур
тьюторского сопровождения воспитанника в образовательном процессе, соответствующих
индивидуальным особенностям развития.
3.3. Реализационная: оказание помощи и психолого - педагогического
сопровождения воспитанника в образовательном пространстве ДОУ по реализации ИОМ
и проектов.
3.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОМ, проектов,
результатов адаптации и социализации.
4. Организация и содержание деятельности тьютора
4.1. В соответствии с заключениями ТПМПК тьютор закрепляется за конкретными
детьми (в количестве от 1 до 5 человек).
4.2. В случае отсутствия в заключении ТПМПК таких рекомендаций ППк ДОУ
может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению, в
том числе относительно периода предоставления услуг тьютора.
Также ППк ДОУ может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по
тьюторскому сопровождению в случае положительной или отрицательной динамики
развития обучающегося, освоения образовательной программы.
4.3. Тьютор в Учреждении:
– выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы,
затруднения воспитанников в процессе образования;
– совместно с педагогами ДОУ при участии родителей (законных представителей)
ребенка участвует в составлении ИОМ и его регулярной корректировке;
– создает, проектирует развивающую среду, организует различные формы доступа
воспитанников к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
– организует открытые образовательные пространства для проектирования,
исследования, творчества, коммуникации воспитанников;
– для выполнения образовательных задач использует технологии, приемы, методы и
средства, соответствующие возрастным, психофизическим особенностям воспитанника;
– обеспечивает соблюдение и корректировку ребенком режима дня и учебной
нагрузки;
– взаимодействует со специалистами ДОУ по возникающим проблемам и их
решению в общении воспитанника со сверстниками, взрослыми;
– осуществляет организационную и методическую помощь воспитателю в работе с
ребенком с ОВЗ и инвалидностью в группе;

– осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует их
о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;
– оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для
поддержки воспитанников в освоении ИОМ, проектов;
– своевременно и качественно ведет документацию;
– при необходимости ведет коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с
ОВЗ и инвалидностью.
4.4. Основные формы тьюторского сопровождения:
 индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной
организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение
с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого
обучающегося. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс
сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого
тьюторанта. Целью тьюторской беседы является, прежде всего, активизация каждого
обучающегося с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков
общения и т. д., направленных на дальнейшую самостоятельную работу по
формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы;
 групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на
индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором реализуется
тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся с
похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (так же, как
и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет
несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
 мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации
обучающихся на развитие своего познавательного интереса;
 коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в
группе и ее результативности; умение вести диалог, так как для эффективного
проведения консультации важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и
взаимодействие обучающихся между собой;
 рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в
группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного
решения.
4.5. Основные виды деятельности тьютора:
4.5.1. Информационная деятельность:
 информирование
родителей (законных представителей) о тьюторском
сопровождении;
 составление памяток, обучающимся, родителям, воспитателям, специалистам по
ликвидации существующих проблем;
 формирование папки документов тьютора.
4.5.2. Учебно-методическая деятельность:
 изучение методической литературы по тьюторскому сопровождению;
 составление графика работы, плана работы, программ;
 составление и корректировка ИОМ на каждого тьюторанта;
 оформление дневников наблюдений тьютора;

 индивидуальные

консультации с обучающимися, родителями (законными
представителями), сотрудниками;
 ознакомление и изучение новых направлений и технологий в тьюторском
сопровождении;
 выступление на заседаниях ППк, педагогических советов, родительских собраний
и др.;
 подготовки материалов для размещения на информационных стендах и
официальном сайте ДОУ.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий,
эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не
наносящих вред обучающимся.
4.5.3. Для работы тьютора должны быть созданы условия:
– организованное рабочее место;
– наличие программно-методического материала;
– организовано место отдыха ребенка (уголок или комната уединения);
– информационное пространство;
– сетевое взаимодействие с педагогическими, медицинскими работниками ДОУ.
4.6. Тьютор работает по утвержденному
заведующим ДОУ графику,
согласованному со старшим воспитателем, исходя из 36 часовой рабочей недели.
4.7. Тьютор в своей работе взаимодействует:
– с администрацией ДОУ;
– с педагогами (воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом,
музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом
дополнительного образования);
– с младшими воспитателями;
– родителями (законными представителями) воспитанников.
4.8. Тьютор в своей работе:
– формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с
тьюторантами, следит за состоянием детей (эмоциональным и физическим);
– координирует общую деятельность воспитанников, дозирует учебную нагрузку;
– адаптирует образовательную программу или индивидуальный образовательный
маршрут в соответствии возможностями ребенка и особыми образовательными нуждами;
– соотносит задания воспитателя или специалистов с возможностями ребенка,
варьирует количество заданий в зависимости от уровня понимания и темпа деятельности;
– следит за организацией рабочего пространства ребенка;
– по необходимости оказывает помощь ребенку в самообслуживании;
– в рамках инклюзивного образования обеспечивает ребенку с ОВЗ общение с
детьми не только своей группы, но и детьми из разновозрастных общеразвивающих групп
(частичная или точечная инклюзия);
– контактирует с родителями (законными представителями) воспитанника в формате
консультаций, бесед, фото или видео отчетов (при согласии родителей (законных
представителей) воспитанников).
6. Средства, формы и методы тьюторского сопровождения
Цель и задачи тьюторского сопровождения достигаются следующими средствами:

– организация и адаптация предметно пространственной и образовательной среды в
ДОУ к возможностям тьюторанта:
– выявление зон ближайшего развития воспитанника с ОВЗ или инвалидностью,
опоры на его внутренние, скрытые ресурсы;
– дозирование образовательной нагрузки, посредством применения модульного
образования, применение гибкого учебного плана, адаптации образовательного и
методического материала. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и
образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов
тьюторского сопровождения и не наносящих вред воспитаннику.
7. Результаты тьюторского сопровождения и формы их фиксации
Результатами тьюторского сопровождения являются:
– адаптация ребенка к среде ДОУ, изменение поведения ребенка;
– развитие коммуникативных способностей ребенка;
– динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития
ребенка, развитие самостоятельности ребенка.
Фиксация результатов работы тьютора отражается:
– в дневниках наблюдений тьютора,
- карте динамики развития воспитанника.
8. Документация тьютора
8.1.Тьютор в своей работе ведет следующую документацию:
– список воспитанников, нуждающихся в сопровождении тьютора;
– план работы;
– ИОМ, ИУП в зависимости от индивидуализации тьюторанта;
– дневник наблюдений тьюторанта;
- карта динамики развития тьюторанта;
– анализ реализации ИОМ, ИУП в виде аналитической справки;
– материалы мониторинга образовательных
результатов, индивидуализации
образования тьюторанта;
– журнал учета посещаемости и заболеваемости тьюторанта;
– журнал
регистрации оказания консультативной помощи педагогическим
сотрудникам ДОУ;
– журнал регистрации оказания консультативной помощи родителям (законным
представителям) воспитанника;
– график работы тьютора (утверждённый руководителем ДОУ), согласованный со
старшим воспитателем.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ,
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
регистрируются в протоколе и оформляются в письменной форме в соответствии
действующим законодательством Российской Федерации.

9.3. Положение принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к
данному локальному акту принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего
Положения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».