год» (вместе с «Методическими указаниями по заполнению формы «Мониторинг по
основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2022
г. (форма № 1-Мониторинг)»).
- Приказ Минпросвещения России от 10.09.2021 № 638 «Об утверждении показателей,
методики расчета показателей мониторинга системы образования, формы итогового отчета о
результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования в сфере общего
образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного
профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования
детей и взрослых».
- Устав МКДОУ № 3 д/с «Рябинка» и другие нормативные правовые акты Российской
Федерации, регламентирующие деятельность организаций, осуществляющих образовательную
деятельность.
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным
стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения дошкольниками
планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП ДО) ДОУ.
Качество условий - выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению
безопасности воспитанников в ДОУ.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация
оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом
которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов,
условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных
документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых
соответствует реализуемым образовательным программам.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных
процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательной деятельности,
образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и
оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного
управления Учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества
образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых
материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
1.5. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих
профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на
работников, работающих по совместительству.
1.6. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Цели, задачи, принципы ВСОКО.
2.1. Цели ВСОКО: систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в
МКДОУ для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на
повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
2.2. Задачи:
- получение объективной информации о функционировании и развитии образования в
МКДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на динамику качества образования;
- организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о
состоянии и динамике показателей качества образования;
- предоставление всем участникам образовательного
достоверной информации о качестве образования;
процесса
и
общественности
принятие
обоснованных
и
своевременных
управленческих
решений
по
совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг при принятии таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы МКДОУ.
2.3. Основными принципами ВСОКО являются
информационная открытость и доступность информации.
целостность,
оперативность,
3. Основные направления ВСОКО:
- оценка соответствия ООП ДО требованиям нормативно-правовых документов;
- оценка соответствия условий реализации ООП ДО требованиям нормативно-правовых
документов;
- оценка соответствия результатов ООП ДО требованиям нормативно-правовых документов;
- оценка параметров, характеризующих степень удовлетворенности родителей (законных
представителей) качеством деятельности МКДОУ.
3.1. Оценка качества условий реализации ООП ДО:
- кадровое обеспечение (укомплектованность кадрами, динамика профессионального роста,
повышение квалификации, образовательного уровня педагогов);
- материально-техническое обеспечение;
- учебно-материальное обеспечение (развивающая предметно-пространственная среда, игры,
игрушки, дидактический материал, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства
обучения и др.);
- медико-социальное обеспечение (состояние здоровья воспитанников; организация
питания; организация оздоровления воспитанников и др.);
- информационно-методическое обеспечение (наличие и использование ПК в работе
педагогических работников; обеспеченность методической литературой; оказание методической
поддержки всем участникам образовательного процесса и др.);
- психолого-педагогическое обеспечение (психолого-педагогическая диагностика;
коррекционно-развивающая работа; построение взаимодействия с семьями воспитанников и др.);
- финансовое обеспечение (объем средств на реализацию ООП ДО; средняя заработная
плата педагогических работников и др.)
3.2. Оценка качества процесса реализации ООП ДО:
- профессиональное мастерство педагогов;
- организация образовательного процесса;
- удовлетворенность родителей как заказчиков образования;
- уровень эмоционально-психологического благополучия воспитанников;
- степень социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ.
3.3. Оценка качества результатов реализации ООП ДО:
- усвоение воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
- уровень психологической готовности к школе, степень адаптации к обучению в школе;
- результаты коррекционной работы;
- участие воспитанников в конкурсах.
4. Организационная и функциональная структура ВСОКО.
4.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и
интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
- администрацию ДОУ,
- Педагогический совет,
- рабочую группу мониторинга ДОУ,
- временные структуры (педагогический консилиум, творческие группы педагогов, комиссии
и др.)
4.2. Администрация ДОУ:
1). Заведующий:
- определяет стратегию и тактику реализации задач управления качеством дошкольного
образования;
- формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений
к ним;
- проводит работу, направленную на выявление представлений педагогов, специалистов и
родителей о деятельности ДОУ;
- обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- участвует в обсуждении вопросов по созданию условий для профессионального развития
педагогов, содержания и организации деятельности в ДОУ творческих групп, проведения
семинаров, мастер-классов и инициирует разработку положений об их деятельности;
- утверждает программы, направленные на профессиональное развитие воспитателей ДОУ с
использованием новых форм повышения квалификации;
- принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
2) Старший воспитатель:
- обеспечивает на основе ООП ДО проведение в ДОУ контрольно-оценочных процедур по
вопросам качества образования;
- организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;
- анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ;
- участвует в решении вопросов по нормативному регулированию деятельности
воспитателей при использовании комплекта инструментария и разработке локальных актов или
Положения, направленных на стимулирование педагогов к предъявлению достоверной информации
о развитии детей, организует их профессионально-общественное обсуждение;
- создает условия для профессионального развития воспитателей с использованием новых
форм повышения квалификации;
- разрабатывает механизмы, обеспечивающие открытость информации о деятельности ДОУ
по повышению качества образования;
- организует методическую поддержку деятельности воспитателей по обеспечению
индивидуально-дифференцированного подхода к детям при планировании образовательного
процесса по результатам наблюдений за развитием детей;
3) Воспитатели:
- самостоятельно знакомятся с содержанием инструментария оценки качества дошкольного
образования и определяют сложности, которые могут возникнуть при его использовании для
проектирования образовательного процесса;
- проводят наблюдения за развитием детей и вносят их в унифицированную форму «Карты
развития», оценивают уровень своей подготовки и выбирают форму повышения квалификации;
- участвуют в работе по повышению квалификации;
- участвуют в методических мероприятиях ДОУ, направленных на совершенствование
полученных практических навыков;
- взаимодействуют с специалистами ДОУ (учителем-логопедом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре) по обеспечению индивидуальнодифференцированного подхода к детям путём гибкого планирования образовательного процесса с
учетом результатов наблюдений;
- организуют работу, направленную на формирование у родителей мотивации для
проведения в семье наблюдений за развитием детей, оказывают им методическую поддержку;
- по результатам наблюдений за развитием детей в семье и ДОУ осуществляют
индивидуальное консультирование родителей по вопросам создания наиболее благоприятных
условий для развития ребёнка;
4.3. Рабочая группа мониторинга:
- разрабатывает инструментарий оценки качества образования;
- участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития ДОУ;
- участвует в разработке критериев оценки качества профессиональной деятельности
педагогов ДОУ;
- содействует проведению подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- проводит экспертизу психолого-педагогических условий реализации образовательной
программы и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне ДОУ.
4.4. Педагогический совет ДОУ:
- принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования ДОУ;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования;
- принимает участие в экспертизе качества условий организации образовательного процесса
в ДОУ, содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников,
развитию их творческих инициатив;
- принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития системы образования в дошкольном учреждении;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей
организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования воспитанников, в
том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в дошкольном
учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной
деятельности ДОУ.
4.5. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
- образовательная статистика;
- мониторинговые исследования;
- социологические опросы, анкетирование;
- отчеты педагогических работников ДОУ;
- посещение занятий, мероприятий и других форм организации образовательной
деятельности с детьми, организуемых педагогами ДОУ;
- документация ДОУ и педагогических работников, регламентирующая организационные
аспекты деятельности, особенности организации образовательного процесса и условия реализации
образовательной программы дошкольного образования в ДОУ.
4.6. Требования к собираемой информации:
- полнота;
- конкретность;
- объективность;
- своевременность.
4.7. Данные, полученные в результате контрольных мероприятий, отражаются в
унифицированной «Карте развития» и аналитической справке, анализе выполнения годового плана,
отчете о результатах самообследования и других отчетных документах ДОУ.
4.8. Общественное участие в ВСОКО в целях обеспечения информационной открытости
деятельности ДОУ информация о результатах оценки качества образования доводится до основных
потребителей результатов ВСОКО через размещение аналитических материалов, результатов
оценки
качества
образования
на официальном
сайте
ДОУ
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».
5. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
5.1 Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех
процедур контроля и оценки качества образования.
5.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на
основе проблемного анализа образовательного процесса дошкольного учреждения, определения
методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
5.3.Предметом системы оценки качества образования являются:
- качество условий реализации ООП образовательного учреждения;
- качество организации образовательного процесса;
- качество результата освоения ООП образовательного учреждения.
5.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур оценки
качества образования.
5.4.1. Содержание процедуры оценки
образовательного учреждения включает в себя:
качества
условий
реализации
ООП
ДО
1) требования к психолого-педагогическим условиям:
- наличие системы психолого-педагогической оценки развития обучающихся, его динамики, в
том числе измерение их личностных образовательных результатов.
- наличие условий для медицинского сопровождения обучающихся в целях охраны и
укрепления их здоровья;
- наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам воспитания и
обучения обучающихся, инклюзивного образования (в случае его организации);
- наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП, в том
числе в плане взаимодействия с социумом;
- оценка возможности предоставления информации о ООП семье и всем заинтересованным
лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;
- оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим
дня и т.п.).
- динамика состояния здоровья и психофизического развития обучающихся;
2) требования к кадровым условиям:
- укомплектованность кадрами;
- образовательный ценз педагогов;
- уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших КПК);
- динамика роста категорийности;
- результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов);
- наличие кадровой стратегии.
3) требования материально-техническим условиям:
- оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами
обучения и мебелью;
- оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с нормативами и
требованиями СанПиН;
- оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности (ТБ, ОТ, ППБ,
производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных
документов;
- информационно - технологическое обеспечение (наличие технологического оборудования,
сайта, программного обеспечения)
4) требования к финансовым условиям - финансовое обеспечение реализации ООП
бюджетного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на
основании бюджетной сметы.
5) требования к развивающей предметно-пространственной среде:
соответствие
компонентов
предметно-пространственной
среды
реализуемой
образовательной программе ДОУ и возрастным возможностям обучающихся;
- организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта (трансформируемость, полифункциональность, вариативность,
доступность, безопасность);
- наличие условий для инклюзивного образования (в случае его организации);
- наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых (в том
числе обучающихся разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности
обучающихся, а также возможности для уединения;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс.
5.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя:
- результаты лицензирования;
- оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий;
- обеспеченность методическими пособиями и литературой;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем отчёта о
результатах самообследования;
- оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций,
анкетирование родителей;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня;
- уровень освоения обучающимися предметно пространственной среды.
5.4.3. Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в
себя:
- наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня
развития обучающихся возрастным ориентирам;
- наличие системы комплексной психолого-педагогического диагностики, отражающей
динамику индивидуального развития детей;
- наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными
потребностями;
- динамика показателя здоровья детей;
- динамика уровня адаптации детей раннего возраста;
- уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОУ.
5.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием
оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного
образовательного учреждения.
6. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
6.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации:
- основным потребителям результатов системы оценки качества образования;
- средствам массовой информации через отчёт о результатах самообследования ДОУ;
- размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном
сайте МКДОУ