Программа психологического сопровождения образовательного процесса

1

Содержание
I
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1. 1.Цель и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Значимые для разработки Программы характеристики
1.3. Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры
II
Содержательный раздел
2.1 Направления деятельности педагога-психолога
2.1.1.Психологическая диагностика
2.1.2. Психологическое консультирование
2.1.3. Коррекционно-развивающая работа
2.1.4. Психологическое просвещение
2.1.5. Психологическая профилактика
2.1.6.Организационно-методическая работа
2.2. Содержание деятельности в рамках ППк
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям
работы педагога-психолога

стр.
3
3
3
5
5
13
25
25
25
31
32
35
36
37
38
40
40
40

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Психологическое
сопровождение,
согласно
Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования,
является важнейшим условием повышения качества образования в
современном детском саду.
Программа психологического сопровождения образовательного
процесса в ДОУ разработана на основании Основной образовательной
программы ДОУ и Адаптированной образовательной программы для детей
ОВЗ, составленными в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного
процесса в МБДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых,
взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания
возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
ориентированность на первичность развития базовых познавательных
процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и
уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении,
перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их
интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в
работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами
МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в
ДОУ - повышение качества образования путем индивидуализации
образовательной деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного
возраста; сохранение
психического здоровья и эмоционального
благополучия всех участников образовательного процесса.

3

Задачи программы:
Для воспитанников:
1) Способствовать
сохранению
психического
здоровья
всех
воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.
2) Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка;
3) Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных
качеств
личности
каждого
ребенка,
инициативности,
самостоятельности и ответственности детей, формирования у них
предпосылок учебной деятельности.
Для родителей:
1) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в опросах
развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
2) Способствовать эмоциональному благополучию родителей в процессе
общения с ребенком.
3) Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в
том числе путем включения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и поддержку образовательных
проектов по инициативе семьи.
Для педагогов:
1) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и
повышение их компетентности в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
2) Способствовать эмоциональному благополучию
педагогов в
процессе общения с ребенком.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном
процессе направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей
(законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
-адаптацию ребенка к детскому саду;
-раннее выявление
возможных трудностей усвоения программного
материала ребенком при групповой форме работы;
организацию
коррекционно-развивающего
взаимодействия
с
воспитанниками и их родителями (законными представителями).

4

1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались научные подходы
формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
В соответствии с Федеральными государственными требованиями
Программа опирается на основные принципы её построения:
1) Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность
каждого ребенка в зоне его ближайшего развития
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости,
т.е. соответствие основных положений возрастной психологии и
дошкольной педагогики.
3) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач в процессе реализации.
4) Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
5) Комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса.
6) Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование
гуманных,
личностно-ориентированных,
основанных
на
общечеловеческих
ценностях
методов
психологического
взаимодействия.
1.2.
ЗНАЧИМЫЕ
ДЛЯ
РАЗРАБОТКИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

ПРОГРАММЫ

В МКДОУ №3 д/с «Рябинка» реализуется сопровождение 9 групп детей.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика
возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима
для правильной организации образовательного процесса, как в условиях
5

семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения
(группы).
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели

Характеристика

Ведущая
Удовлетворение своих потребностей, потребность в
потребность
заботе
Ведущая
Восприятие
функция
Игровая
Специфические действия с игрушками, элементы
деятельность
сюжетно-отобразительных действий
Отношения
со Ситуативное: взрослый – источник удовлетворения
взрослыми
потребностей
Отношения
со Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
сверстниками
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта
Способ познания Целевые пробы
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Внимание
Непроизвольное, быстро переключается с одной
деятельности на другую. Удерживает внимание
кратковременно (зависит от заинтересованности)
Память
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание,
кратковременная
Мышление
Наглядно-действенное
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Условия
Разнообразие окружающей среды
успешности
Новообразования Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности
возраста
и поведения в коллективе
Психологические особенности детей 3-4 лет
Характеристика
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая
функция
Игровая
деятельность

Потребность в общении,
самостоятельности ребенка.
Восприятие
Партнерская
со
взрослыми;
игрушками, игровое действие.

уважении,

признании

индивидуальная

с
6

Отношение
со Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов
взрослыми
деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения
со Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
сверстниками
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта.
Способ познания Экспериментирование. Конструирование.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста

Непроизвольное; быстро переключается с одной
деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
Объем внимания 3-4 предмета.
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание;
кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению(переход от действий с предметами к
действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Разнообразие
окружающей
среды;
партнерские
отношения со взрослыми.
Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания

Нормативы
Потребность в общении, познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация
Внеситуативно-деловое:
взрослый
–
источник
информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
по сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы
и
явления
непосредственно
не
7

воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются
устойчивость
и
возможность
произвольного
переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит
от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5,
2-3 действия.
Наглядно-образное
Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Восприятие
Внимание

Память
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразование
возраста

1. Контролирующая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2. развитие способности выстраивать элементарные
умозаключения.
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Нормативы
Потребность в общении

Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие

Внимание
Память

Воображение
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения.
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник.
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые, нравственные нормы.
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
систему и используются в различных видах
деятельности.
Начало формирования произвольного внимания.
Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10
предметов.
Развитие целенаправленного запоминания. Объем
памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
8

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического
мышления.
Развитие творческого воображения.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста

1.Планирующая функция речи.
2.Предвосхищение результата деятельности.
3.Начало
формирования
высших
чувств
(интеллектуальные, моральные, эстетические).
Возрастные особенности детей 6-7 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность

Потребность в общении в и самоутверждение

Отношения
взрослыми
Отношения
сверстниками
Эмоции

со Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник.
со Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания
Объект познания
Восприятие

Внимание
Память
Мышление
Воображение

Общение со сверстниками, осознания своего «Я»
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения, групповые игры

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые, нравственные нормы.
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
систему и используются в различных видах
деятельности.
Умение направлять и удерживать внимание на
предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин.
Объем внимание 10 предметов.
Сформированность
произвольной
зрительной
и
слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10,
4-5 действия.
Наглядно-образное,
формируется
логическое
мышление,
умение
сравнивать,
устанавливать
причинно-слетстьвенные связи.
Развитие творческого воображения стереотипности
9

Условия
успешности
Новообразования
возраста

образов.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь,
развитие самосознания
1. Планирующая функция речи.
2. предвосхищение результата деятельности.
3. формирования высших чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические).
4. Осознания своего «Я»

Различные целевые группы для оказания адресной психологической
помощи (на основе ФОП ДО)
1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
Кризис 3-х лет
Течение кризисного этапа описывается «семизвездием симптомов»
(Л. С. Выготский). В трехлетнем возрасте поведение детей отличается
упрямством, негативизмом, своеволием, строптивостью, протестами,
обесцениванием, деспотизмом.
Кризис 7-ми лет
Основными проявлениями кризиса 7-ми лет являются капризность,
негативизм, непослушание, раздражительность.
2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
 с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в
установленном порядке;
 обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному
расписанию на основании медицинского заключения (часто
болеющие дети (ЧБД))
 обучающиеся,
испытывающие
трудности
в
освоении
образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
 одарённые обучающиеся.
3. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Данной категории детей может быть свойственно:
-затруднение отношений в межличностных связях (как со взрослыми,
так и со сверстниками);
-проблемы пищевого поведения;
-эмоциональная незрелость;
-заниженная познавательная активность;
-отставание в психическом развитии;
10

-нарушение представлений о временных характеристиках становления
личности;
-избегающее (без взаимности, одностороннее) поведение.
Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий.
Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях .
Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные детям в
возрасте до 3-х лет: страхи, спутанность чувств. В поведении детей могут
отмечаться: нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими
людьми.
Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные детям в
возрасте от 3 до 7 лет: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство
вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение со
случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль,
болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение
(внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость
по отношению к взрослым. В поведении детей могут отмечаться: регрессия
поведения, отстранённость, агрессия.
Дети - жертвы насилия
Существуют разные виды насилия, но для всех них характерны общие
признаки:
-задержка в развитии ребёнка: речевые нарушения, задержка
психического, интеллектуального, эмоционально-волевого развития;
-трудности в общении со сверстниками, избегание общения с
прежними друзьями, отчуждение от братьев и сестёр, терроризирование
младших детей и сверстников, жестокость по отношению к игрушкам;
-регрессивное поведение;
-проявление аутоагрессии;
-изменение в эмоциональном состоянии и общении: замкнутость,
изоляция, уход в себя, отвращение, стыд, вина, недоверие, истерическое
поведение, враждебность, агрессия, быстрая потеря самоконтроля;
-глубокие
и
быстрые
личностные
изменения:
снижение
самооценки,неспособность защитить себя, смирение, подавленность,
тревожность, уступчивость, угодливость, склонность к уединению, внешний
локус контроля;
-нарушения сна (прерывистый, неглубокий, со вздрагиваниями и
повторяющимися кошмарными сновидениями), питание (вплоть до булимии
и анорексии);
-соматические и психосоматические расстройства (энурез, энкопрез,
нервные тики и т.п.).
11

Дети с отклонениями в поведении
Детям с отклонениями в поведении свойственно:
-проявление вспышек гнева, несвойственных возрасту ребёнка (частые
и плохо контролируемые);
-применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
-активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение
установленных ими правил;
-частое противостояние взрослым в виде споров;
-проявление злобы и мстительности;
-преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
-нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов;
- попытки ухода из детского сада, группы.
4. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству),
признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном
положении, являются: низкий уровень педагогической культуры,
деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами,
возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их
проявлении) как:
-социально-экономическое неблагополучие;
-аморальный образ жизни;
-зависимость от алкоголя и психоактивных веществ,
-деформированность общечеловеческих ценностных ориентации;
-неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета
интересов детей;
-жестокое отношение к детям и насилие над ними;
-пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.
Детям, воспитывающих в таких семьях могут быть свойственны
следующие особенности:
-трудности в коммуникации со сверстниками и взрослыми;
-эмоциональная незрелость;
-сниженная познавательная активность;
-отставание в психическом развитии.
5. Обучающиеся
«группы
риска»:
проявляющие
комплекс
выраженных
факторов
риска
негативных
проявлений
(импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне
низкая/завышенная
самооценка,
завышенный
уровень
притязаний).
12

Дети с проблемами эмоционального характера
Детям с проблемами эмоционального характера свойственна
повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревожность,
появление фобий, капризы, истерики.
Дети с проблемами поведенческого характера
Детям с проблемами поведенческого характера свойственно
проявление грубости, вспышки агрессии по отношению к взрослым и
сверстникам, лживость, упрямство, требовательность. Дети часто спорят с
взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину
на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям.
Дети с проблемами общения
Дети с проблемами общения – это дети, которым свойственна
стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность. У этих детей
может наблюдаться выраженная нереализованность потребности в лидерстве.
В поведение таких детей может наблюдаться конфликтность, драчливость.
Дети с проблемами невротического характера
Дети с проблемами невротического характера – это дети, у которых
может наблюдаться потеря аппетита, энкопрез, энурез, заикание.
Дети с проблемами регуляторного характера
У детей с проблемами регуляторного характера может наблюдаться
расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения,
двигательная расторможенность и снижение произвольности внимания.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты программы психологического сопровождения
образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС
ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
1) обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной
программы;
2) достижение
необходимого
уровня
психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей,
3) сформированность у воспитанников ценностных установок на
здоровый и безопасный образ жизни;
13

4) обеспечение дифференцированного и индивидуализированного
обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных
маршрутов и психологического сопровождения образовательного
процесса;
5) функционирование
системы
мониторингов
возможностей
и
способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных
детей, детей с особыми образовательными потребностями;
6) сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;
7) реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения
участников
образовательного
процесса
(диагностика,
консультирование, коррекционно - развивающая работа, профилактика,
просвещение).
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
- у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные
ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым
простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого,
выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием
играет
в
подвижные
игры;
- ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки,
владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание,
самостоятельно
ест
и
тому
подобное);
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает
им;
играет
рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в
какой
последовательности
продвигаться
к
цели;
-ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может
обращаться
с
вопросами
и
просьбами;
- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы
за
взрослым;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные
на
них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов,
ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так
14

далее);
- ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы
ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями
природы,
старается
не
причинять
вред
живым
объектам;
- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные
движения;
- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка,
рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки,
дождик,
шарики;
лепит
палочки,
колечки,
лепешки;
- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает
названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном
обиходе;
- ребёнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед",
"ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково
обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду
лечить куклу").
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам):
- ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным
двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным играм;
- ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной
деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к
выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие
правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под
музыку;
- ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении
упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен
реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое,
выполнять движения в общем для всех темпе;
- ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание
и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные
представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
- ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о
себе в первом лице;
- ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких
и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в
отношении других детей;
15

- ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения,
связанными с определенными разрешениями и запретами ("можно",
"нельзя"), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
- ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в
процессе взаимодействия со сверстниками;
- ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего
окружения;
- ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его
действия в процессе совместной деятельности;
- ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки,
кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде,
числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог)
рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные
произведения, использует речевые формы вежливого общения;
- ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие
потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
- ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы,
используя простые распространенные предложения; проявляет речевую
активность в общении со сверстником;
- ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие
стихи;
- ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности,
проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные
представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает
вопросы констатирующего и проблемного характера;
- ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию
свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с
предметами и материалами: проявляет элементарные представления о
величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по
этим характеристикам;
- ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном
пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;
- ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и
свойства, различает времена года и характерные для них явления природы,
имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и
16

человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым
существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и
растениях, не причиняет им вред;
- ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации,
строить простую композицию с использованием нескольких цветов,
создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать;
использовать простые строительные детали для создания постройки с
последующим её анализом;
- ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает
музыкальные ритмы, передает их в движении;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на
себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания,
использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет
из нескольких эпизодов;
- ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в
театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов,
передает интонацию и мимические движения.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
- ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения
результата, испытывает потребность в двигательной активности;
- ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость,
гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с
интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и
элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
- ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов
элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания;
- ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
- ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым,
внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному,
интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов
поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает
ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру
педагога проявляет сочувствие;
- ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит
"спасибо" и "пожалуйста";

17

- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по
предложению педагога может договориться с детьми, стремится к
самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять
в повседневной жизни;
- ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в играх;
- ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно
включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые
формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более
длительными и активными;
- ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности;
- ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой
помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
- ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о
том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе
познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно
сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в
свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и
любознательностью;
- ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов,
особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет
предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных
признаков;
- ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в
деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия,
предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях,
достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в
мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет
представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы,
некоторых памятных местах;
- ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой
природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой
природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы,
интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем
живым существам, знает правила поведения в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
18

- ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти,
умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине,
различает части суток, знает их последовательность, понимает временную
последовательность "вчера, сегодня, завтра", ориентируется от себя в
движении; использует математические представления для познания
окружающей действительности;
- ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки,
события;
- ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной
деятельности,
используя
выразительные
и
изобразительные средства;
- ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой
деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурнодосуговой деятельности);
- ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой,
используя
разнообразные
материалы,
владеет
техническими
и
изобразительными умениями;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу
игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой
замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в
ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес
к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками,
комментирует их "действия" в режиссерских играх.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
- ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной
активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим
упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу
при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах
спорта, туризме, как форме активного отдыха;
- ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость,
координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен
проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых
упражнений;
- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь
внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских
спортсменов;
19

- ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и
другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и
здоровья окружающих;
- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность
по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и
сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры
поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям
(законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам,
интересуется жизнью семьи и ДОО;
- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу
помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
- ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов
труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату
труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен,
инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных
видах повседневного и ручного труда;
- ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает
правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует
умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого
бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми
животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать
очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в
общении и деятельности, задает вопросы различной направленности,
слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных
видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами
аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас,
безошибочно
пользуется
обобщающими
словами
и
понятиями,
самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное
отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем,
имеет представления о социальном, предметном и природном мире;
- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера,
приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
- ребёнок использует математические знания, способы и средства для
познания окружающего мира; способен к произвольным умственным
действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения,
систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по
20

величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве
и времени;
- ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей
действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил
безопасного обращения с ними;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в
котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях,
событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её
государственные символы;
- ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России,
может классифицировать объекты по разным признакам; имеет
представление об особенностях и потребностях живого организма,
изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила
поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно
относится к ним;
- ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры,
формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет
музыкальные и художественно-творческие способности;
- ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых
мероприятий;
- ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,
постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя
освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные
материалы;
- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать
сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять
персонажами в режиссерской игре;
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим
и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами
действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Планируемые
результаты
на
этапе
завершения
освоения
образовательной программы (к концу дошкольного возраста):
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственноволевые качества;
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр,
может контролировать свои движение и управлять ими;
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной
гигиены;
ребёнок
результативно
выполняет
физические
упражнения
(общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в
21

туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки,
ориентируется на местности;
- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями
российского спорта;
- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения
в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как
поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к
своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и
поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в
различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и
чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается
разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их
возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор
социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать
свои ценностные ориентации;
- ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой
деятельностью;
- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять
эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации
в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом
взаимодействии;
- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные,
творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для
осуществления различных видов детской деятельности, принимать
собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со
взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в
соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми
умениями;
22

- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения
различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет
интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры
персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором он живет: элементарными представлениями из области
естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и
инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе,
его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к
нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в
окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения
явлениям
природы
и
поступкам
людей;
склонен
наблюдать,
экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности,
использует основные культурные способы деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые
представления о важных исторических событиях Отечества; имеет
представление о многообразии стран и народов мира;
ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о
количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения
считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет
противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные
способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами,
классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях
живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде
обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ;
свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за
погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный
интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает
способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности;
- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает
начальными знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует
различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
23

- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих
работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям,
художественных проектах;
- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для
наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать
сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом
игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует
сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько
ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых
образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре,
управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с
предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым
содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры
другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил
всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной
деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

24

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками
образовательного процесса строится по основным направлениям
деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и
развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика,
психологическое
консультирование,
организационно-методическая
деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Деятельность
педагога-психолога
ДОУ
регламентирована
профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)», утверждённым приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. №
514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые
функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1.Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение
индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей
психического развития ребенка, сформированности
определенных
психологических новообразований, соответствия
уровня развития
познавательных процессов, личностных и межличностных образований
возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики –
тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник,
приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
 своевременное выявление детей, нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении;
 раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей
социальной адаптации;
 комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
25

 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации,
выявление его резервных возможностей;
 изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом
особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и
невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
 изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
 изучение
индивидуальных
образовательных
и
социальнокоммуникативных потребностей обучающихся;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
 изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
 изучение направленности детской одарённости;
 изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и
склонностей, одарённости;
 мониторинг развития детей и предупреждение возникновения
психолого-педагогических проблем в их развитии;
 выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и
социально-психологической
адаптации,
дифференциальная
диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся
трудностей;
 всестороннее психолого-пелагическое изучение личности ребёнка;
 выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и
рисков образовательной среды;
 системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых
условий,
соответствующих
особым
(индивидуальным)
образовательным потребностям обучающегося.
Психодиагностическое обследование проводится:
1. Для оптимизации образовательного процесса и динамики
развития детей в ОВЗ в ДОУ с апреля по май проводится скринингдиагностика воспитанников ДОУ на предмет определения уровня развития
познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление и др.)
и эмоционально-личностной сферы.
Ежегодно в марте проводится психологическое обследование детей
на определение уровня развития познавательных процессов для прохождения
26

процедуры ППк ДОУ и ТПМПК с целью зачисления детей в группы
комбинированной направленности для детей с ТНР, ЗПР и др.
2. В течение всего учебного года по запросам участников
образовательного
процесса
(педагогов,
родителей)
проводится
дополнительная углубленная диагностика развития ребенка.
3. Ежегодно в январе-феврале проводится психодиагностическое
обследование с целью изучения особенностей психоэмоциональной сферы
педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального)
выгорания».
4. По завершению периода адаптации для вновь поступивших детей
в ноябре-декабре проводится обследование детей на определение уровня
адаптации к ДОУ (Лист адаптации).
5. Диагностическое обследование уровня психологической
готовности к обучению к школе проводится в подготовительных к школе
группах в апреле месяце.

Психодиагностический
инструментарий

Направление/
психодиагностического
обследования

цель
Возраст

ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
А.С.
Роньжина Определение
уровня От 2 до 4 лет
Диагностика
уровня адаптированности ребенка к
адаптированности
дошкольному учреждению.
ребенка
к
дошкольному
учреждению.
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Метод «корректурных Исследования
внимания, Модификация
проб»
Анфимова- утомляемости,
темпа для
детей
Бурдона
деятельности,
дошкольного
работоспособности,
возраста
умственной продуктивности,
произвольности
Доска Сегена.
Методика
направлена
на Модификация
исследование
доступности для
детей
простых
целенаправленных дошкольного
действий, зрительно-моторной возраста от 2-3
координации,
лет
пространственной
ориентации,
зрительногопространственного
гнозиса,
действия
«на
глаз»,
пространственного
мышления,
исследование
обучаемости.
Альбом
Комплексная
оценка Модификация

Форма
проведения
Индивидуальная
/ групповая.
Заполнение
Листов
адаптации

Индивидуальная
/ групповая

Индивидуальная

Индивидуальная
27

«Нейропсихологическа
я
диагностика
в
детском возрасте»
Ж.М.Глозман,
А.Ю.Потанина,
А.Е.Соболева
Методика запоминания
10 слов А.Р. Лурия.

произвольности, регуляции и для
детей
характеристик
высших дошкольного
психических
функций
и возраста
аффективного состояния.

Исследование характеристик Модификация Индивидуальная
вербальной
памяти, для
детей
утомляемости, внимания.
дошкольного
возраста
Тест
Торренса Диагностика
творческого Модификация Индивидуальная
«Завершение
мышления.
для
детей
картинок»
дошкольного
(адаптация
А.Н.
возраста
Воронина).
Экспресс-диагностика
Комплексное
обследование для
детей Индивидуальная
в
детском
саду: познавательных процессов.
дошкольного
Комплект материалов
возраста 2-7
для
педагоговпсихологов
детских
дошкольных
образовательных
учреждений
Л.Г. Руденко
,
Н.Н.Павловой.
Тест
«Нарисуй Исследование
уровня Для
детей Индивидуальная
человека» Ф. Гудинаф, психического
и дошкольного
К. Маховер и т.д.
интеллектуального развития возраста
ребенка.
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
«Графический диктант» Диагностика
Старший
Д.Б. Эльконина.;
сформированности
дошкольный
Гуткина Н.И «Домик»
предпосылок
учебной возраст
деятельности,
умение
действовать по правилу,
самостоятельно действовать
по указанию взрослого,
ориентироваться на систему
условий задачи, выявляет
произвольность действий и
сформированность
эмоционально-волевой сферы,
выявление
пространственной
ориентировки и развитие
мелких
движений,
зрительно-моторной
координации,
мелкой
моторики, самостоятельного
анализа образца.

Индивидуальная
/ групповая

28

Веракса
Н.Е. Определение
уровня Для
детей Индивидуальная
«Диагностика
развития
познавательных подготовитель
готовности ребенка к процессов
ных групп
школе»
Скрининговая программа
диагностики
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности
Е.А. Екжановой

Комплексная
диагностика
психофизиологических
и
интеллектуальных функций,
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности.

Модификация Индивидуальная/
для
детей групповая
дошкольного
возраста 5-7
лет

Беседа
о
Т.А. Нежновой.

школе Исследование отношения к Для
детей Индивидуальная
школе.
подготовитель
ных групп
ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Проективный
тест Эмоциональное принятие новой Модификаци Индивидуальная
личностных
социальной ситуации.
я для детей
отношений,
дошкольного
социальных
эмоций
возраста
«Домики»
О.А. Ореховой.
Т.С.Воробьева
«Методика
диагностики
эмоционального
благополучия»

Старший
дошкольный
возраст

Индивидуальная/
групповая

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ
Восьмицветовой тест Исследование эмоционального Старший
Индивидуальная
Люшера.
состояния ребенка.
дошкольный
возраст 5-7
лет
Методика «Лесенка». Диагностика самооценки.
Старший
Индивидуальная
В.Г. Щур.
дошкольный
возраст 5-7
лет
«Тест
тревожности» Исследование ситуативной и Старший
Индивидуальная
Р. Темпл,
М. Дорки, личностной тревожности.
дошкольный
В. Амен).
возраст
Методика «Страхи в Диагностика страхов ребенка.
С 3 лет.
Индивидуальная.
домиках».
Модификация
М.А.
Панфиловой.
«Кактус» Панфилова Определения уровня агрессии
С5 лет
Индивидуальная.
М.А.
А.Л.Венгер
Изучение
эмоционально- С5лет
Индивидуальная.
«Несуществующее
волевой сферы, личностных
29

животное»

особенностей

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проективная методика Диагностика эмоционального Модификаци Индивидуальная
«Рисунок
семьи» благополучия и структуры я для детей
Венгер А.Л.
семейных отношений.
дошкольного
возраста
«Семья
в
образе
животных»
«Опросник
Определить тип родительского Родители
родительского
отношения к ребенку
отношения»
Столин
В.В., Варга А.Я

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГОВ
«Поведение
в Определение
конфликте»
поведения
в
К. Томас
ситуации

Индивидуальная

стратегии Педагоги
конфликтной

Индивидуальная

Бойко
В.В Определить
уровень Педагоги
«Диагностика уровня эмоционального выгорания
эмоционального
выгорания»

Индивидуальная

Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
 Опросник

«Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа
семейного
воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
 Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
 Тест семейная социограмма Эйдемилира.
 Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин)
 Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
 Опросник Профессиональное
адаптация Водопьянова Н.Е.

(эмоциональное)

выгорание (MBI)

30

 Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К.
Маслач и С. Джексон.
 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
 Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А.
Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
 Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
 Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф.
Зимбардо, Дж. Ньютенна.
 Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.
Дарки.
 Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

2.1.2. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и
образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
1) разработка рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для
всех участников образовательных отношений;
2) консультирование
педагогов
по
выбору
индивидуальноориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
3) консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной
стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком
Психологические консультации проводятся со всеми участниками
образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты
психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы.
Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете
индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования
- Консультирование администрации, педагогов и других работников
образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом
коллективе и другим профессиональным вопросам.
- Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации
индивидуальных
программ
для
построения
индивидуального
образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
31

- Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.
- Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора
оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей
работы с ребёнком
- Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных
представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и
развития детей
2.1.3. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития
различных категорий детей
и оказание им помощи в усвоении
образовательной программы по результатам диагностического обследования
и Заключений ППк.
Коррекционно-развивающая работа
проводится индивидуально и по
подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных
задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при
согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на
дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
 выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционноразвивающих
программ
(методик)
психолого-педагогического
сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными)
образовательными потребностями;
 организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных
и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении
образовательной программы и социализации;
 коррекция и развитие высших психических функций;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
психологическую коррекцию его поведения;
 развитие
коммуникативных
способностей,
социального
и
эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их
коммуникативной компетентности;
 коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции
движений;
 создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание
детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким
32








уровнем умственного развития или иной направленностью
одаренности;
создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе
обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское
образовательное пространство с
сохранением культуры и
идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий
жизни,
психотравмирующих
обстоятельствах
при
условии
информирования соответствующих структур социальной защиты;
преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся,
стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во
взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная
психологическая помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска
дети
и реализации ребенком новых способов сотрудничества с
взрослыми, в которых возможно проявление сильных
сторон детского «Я».
Создание условия для проявления самостоятельности,
преодоления психоэмоционального напряжения и
адаптации к условиям ДОУ.
Сопровождение кризисов 3 и 7 лет
Одаренные дети Определение вида одаренности, интеллектуальных и
личностных особенностей детей, прогноз возможных
проблем и потенциала развития;
- вовлечение
родителей в образовательный процесс и установление с
ними отношений сотрудничества как обязательного
условия поддержки и развития одаренного ребенка;
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку, обстановки,
формирующей
у ребенка
чувство
собственной
значимости,
поощряющей
проявление
его
индивидуальности;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка,
развитие
его
индивидуальных
способностей
и
творческого потенциала как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
33

Формирование коммуникативных навыков и развитие
эмоциональной устойчивости;
Организация предметно-развивающей, обогащённой
образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную
для развития различных видов способностей и
одаренности.
Частоболеющие
дети

Создание условий для успешной социализации,
оптимизации межличностного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Коррекция/развитие коммуникативной, личностной,
эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов.
Снижение тревожности.
-Помощь в разрешении поведенческих проблем.

Дети билингва, Развитие коммуникативных навыков, формирование
дети мигрантов чувствительности к сверстнику, его эмоциональному
состоянию, намерениям и желаниям;
Формирование уверенного поведения и социальной
успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных
состояний, возникающих вследствие попадания в новую
языковую и культурную среду (тревога, неуверенность,
агрессия);
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку.
Дети с ОВЗ

Предупреждение
вторичных
биологических
и
социальных отклонений в развитии, затрудняющих
образование и социализацию обучающихся, коррекцию
нарушений психического и физического развития
средствами коррекционной педагогики, специальной
психологии и медицины;
Формирование у обучающихся механизмов компенсации
дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в
том числе с использованием ассистивных технологий.
Направления
психологической
коррекционноразвивающей деятельности согласно Заключению
ПМПК.
Дети и семьи в Совершенствование умений, навыков, способностей,
ТЖС
позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли,
чувства, поведение для установления доверительных
отношений с другими.
Способствование
отреагированию
негативных
34

переживаний, связанных с травмой.
Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка,
помогающих
перерабатывать
травматические
переживания и снизить риски, связанных с развитием
посттравматической симптоматики
процесса
развития
ребёнка
Дети и семьи в Сопровождение
СОП
(профилактика и коррекция отклонений в развитии
ребёнка);
-Проведение коррекционно-развивающих мероприятий,
направленных на стабилизацию или налаживание детскородительских отношений.
Дети
риска

/развитие
социально-коммуникативной,
группы Коррекция
личностной, эмоционально-волевой сферы;
Помощь в решение поведенческих проблем;
Формирование
адекватных,
социально-приемлемых
способов поведения;
Развитие рефлексивных способностей;
Совершенствование способов саморегуляции.

Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение
индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения
осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической
диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных
представителей).
2.1.4. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической
компетенции педагогов и родителей.
Основные формы работы с педагогами: тренинг, «круглый стол», дискуссия,
семинар-практикум, семинар, психологические акции.
Основные формы работы с родителями: родительская конференция,
родительские собрания, дискуссии, мастер-класс, «ящик предложений»,
информационные стенды, тематические консультации, психологические
акции.

35

2.1.5. Психологическая профилактика
Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей
возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие
его
индивидуальности
(склонностей,
интересов,
предпочтений),
предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной
сфер через создание благоприятных психологических условий в
образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных
способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и
творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в
дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания»,
создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на
профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение
эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и
личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных
консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье,
формирование доброжелательных доверительных
бесконфликтных
отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка,
проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания на данную тематику.
Вид работы.
Цель работы.
Форма
Срок
отчетности.
проведения.
Консультация
Повышение
Протокол
Октябрь
для родителей.
психологической
ы
.
компетенции родителей. родительских
собраний.
Консультации
Определение
Протокол
Апрель.
для родителей:
оптимальных
путей ы
« Профилактика нормального
родительских
школьной
психофизического
собраний.
дезадаптации»
развития детей старшего
школьного возраста по
результатам
диагностики. Создание
условий для успешной
адаптации ребенка к
школьному обучению.
Оформление
Повышения уровня
Статьи
Один
стенда.
психологической
раз в месяц.
«Информация
культуры педагогов и
36

психолога»
Консультация
для
педагогов:
«Особый ребенок.
Ранний
детский
аутизм».
Консультация
для педагогов: Как
помочь
педагогу
построить
отношения с детьми
«группы риска».
Оформление
групповых стендов.
«РЕКОМЕНДАЦИИ
ПСИХОЛОГА».

родителей.
Обогащение запаса
Журнал
психологических знаний учета
педагогов.
групповых
работ.
Обогащение запаса
Журнал
психологических знаний учета
и практических умений групповых
педагогов.
работ.

Ноябрь.

Февраль
.

Повышения уровня
Папка
В
психологических знаний тематических течение
родителей.
консультаций года.
психолога.

2.1.6 Огранизационно-методическая работа
Вид работы.

Цель работы.

Консультации и
Повышение
семинары в рамках психологической
метод объединения ориентированности
в
психологов ДОУ.
частных вопросах и
методиках.
Изготовление
Улучшение
рабочего
материальной базы для
стимульного
работы.
материала
Психолого–
педагогический
консилиум (ППк).
Анализ
и
оформление
результатов
диагностикокоррекционной
работы совместно с
педагогами,
старшим
воспитателем,

Форма
Срок
отчетности.
проведения.
Протоколы
Один
раз в месяц

Работа
по
Документа
выявлению контингента ция ППк
воспитанников,
требующих
психологической
помощи и коррекции.

В
течение
года.
По
плану
работы
ППк.

37

зам.зав. по УВР,
заведующим
МБДОУ.
Работа
с
новинками
психологической и
методической
литературы
Реализация
программы
самообразования по
теме «Инновации в
работе с детьми в
ТЖС»

Подготовка
к
семинарам, педсоветам,
разработка
планов
занятий.
Повышение уровня
профессиональной
з
компетентности.

В
течение
года.
Самоанали

По
средам
течение
года.

в

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В
РАМКАХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого - педагогический консилиум (ППк) организуется и
функционирует в ДОУ на основании соответствующего Положения, которое
разрабатывается, принимается педагогическим советом учреждения и
утверждается директором.
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ,
определении особых образовательных потребностей для реализации
образовательной программы и проведения коррекционно-образовательной
работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
 Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам
оказания помощи детям в рамках ППк;
 Приводит углубленную диагностику развития ребёнка;
 Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы;
 Участвует в разработке индивидуальной образовательной траектории
(маршрута);
 Проводит коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям ППк.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года специалисты ППк, в том
числе педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование
детей
с целью выявления детей с
особыми образовательными
потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о
необходимости
прохождения
территориальной
психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК) в целях проведения комплексного
38

обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На
каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с
результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается
протокол Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника
специальных образовательных условий, тип группы и/или
индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированную
образовательную программу.

39

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение педагога-психолога размещено на втором этаже.
Паспорт кабинета психолога
Кабинет 8 кв.м разбит на зоны: рабочая зона и зона консультаций
(письменный стол и 4 стула); игровая зона для проведения подвижных игр и
упражнений. Стол для рисования песком. Шкаф для хранения материалов
диагностического обследования, заполненные анкеты, тесты, протоколы,
справки и заключения по материалам обследования, копии документов и др.
Стеллажи с игрушками и настольными играми.
В шкафу и на стеллаже находятся:
- набор практических материалов для профилактики, диагностики и ведения
коррекционно-развивающей работы;
- набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамидки, кубики, лото,
домино ит.п.);
- набор материалов для детского творчества ( цветные карандаши,
фломастеры, бумага, клей и т.п.);
- библиотека практического психолога;
- картотеки игр и упражнений для развития и коррекции познавательной,
эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
- материалы для психопрофилактической и просветительской работы с
педагогами и родителями;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога;
- документация педагога-психолога (планы работы, отчеты, циклограмма,
журналы регистрации разных видов работ и др.).
Ноутбук, доска для работы находятся в методическом кабинете.

3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы
педагога-психолога
Психологическая диагностика
1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.

40

3.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду:
Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных
учреждений. Генезис, 2008.
4.Стребелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
5. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. Тетрадь для занятий с детьми.
Методические рекомендации. Вента-Граф, 2001.
6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.Нейропсихологическая
диагностика дошкольного возраста. Питер, 2008.
7. ВераксаН.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Мозаика- Синтез, 2008.
Психологическая коррекция
1.Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст.
Питер, 2009
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у
детей 5-7 лет. Аркти, 2017
3. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых
различий). УЦ «Перспектива», 2009
4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый
невидимка. Речь, 2007
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей,
2Издательство ГНОМ и Д»,2005
6.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
7.МардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
8.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.
Речь,2008
9.Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детскородительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
Психологическое консультирование
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011
4.Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить
проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт
Психотерапии, 2002
5.Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей.
Весь, 2001.
6.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по
воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.

41

Психологическое просвещение и профилактика
1.Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной.
Сфера,1997.
2.Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Пособие для педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006.
4.Степанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».