22.03.2022
В последнее время увеличилось количество детей с
проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи
детей – важная задача дошкольного образования.
Педагоги и родители должны понимать, что, развивая речь детей, нужно в первую
очередь научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса. Поэтому необходимо уделять внимание дыхательным упражнениям,
направленным на развитие воздушной струи. Известно, что именно воздушная струя является
источником образования звуков речи. Она выходит из лёгких через гортань,
глотку, полость рта или носа наружу. Благодаря правильному речевому дыханию
происходит обеспечение нормального звукообразования, создаётся база для
поддержания нормальной громкости.
Правильное речевое дыхание – залог успеха
в освоении правильного произношения звуков.
У детей младшего дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Малыши не
умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, именно это отрицательно
влияет на развитие речи детей.
Поэтому мы решили уделять этой проблеме большое внимание. Изготавливаем
дидактические пособия из подручных материалов и используем их с детьми во время
занятий, в индивидуальной работе.
Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и
упражнений
Задачи:
- способствовать увеличению объёма дыхания;
- развивать умение выполнять плавный
длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;
- активизировать работу мышц губ.
Существуют ПАРАМЕТРЫ ПРАВИЛЬНОГО РОТОВОГО
ВЫДОХА:
. - выдоху
предшествует сильный вдох через нос;
- выдох
происходит плавно, а не толчками;
- во время
выдоха губы складываются трубочкой;
- во время
выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать
следует, пока не закончится воздух.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
- игры
необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы, выполнять
упражнение не более 10 секунд) и обязательно чередовать с другими упражнениями;
- во время
проведения игр и упражнений необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при
выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал
щёки, а губы вытягивал вперёд.
Хотелось бы
представить ряд дидактических пособий, имеющихся в группе
Дидактическое пособие
«Дерево»
При использовании пособия можно создать игровую ситуацию «вдруг подул
ветерок». Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть листочки на дереве. И
представить, что налетел ветерок и подул на листочки. Предложить ребёнку
выполнить роль ветерка. Показать, как надо набрать воздух через нос и плавно
подуть, направляя воздушную струю на дерево. Ребёнок выполняет упражнение -
дует, листочки качаются. Ребёнок испытывает радость.
Дидактическое пособие предназначено для индивидуальной работы с ребёнком
Дидактическое пособие
«Осенние листья»
Листья выполнены из цветной бумаги. Они нанизаны на длинную нить, которая
прикреплена к деревянной палочке. При использовании пособия можно также создать
игровую ситуацию «Подул осенний ветерок». Воспитатель побуждает детей поиграть
с листочками вместе с ветерком. Интерес к пособию возрастает, так как во время,
когда дети дуют на листочки, они начинают кружиться, как бы «танцуя» в воздухе.
Дидактическое пособие «Чашки с горячим
чаем»
При использовании пособия можно создать игровую ситуацию «Чаепитие».
Воспитатель приглашает детей в гости и угощает чаем. Каждый ребёнок берёт в
руки чашку с блюдцем. Все вместе обращают внимание, что из чашек идёт парок.
Делают вывод, что чай горячий. Остужают чай-дуют. Необходимо поднести чашку ко
рту, чтобы воздушная струя направлялась на пар.
Дидактическое пособие
«Варежки»
Используя пособие, можно создать игровую ситуацию
«На варежки упали снежинки».
Все вместе представляют, что во время прогулки на варежки упали снежинки – дети
кладут снежинки сверху. Затем воспитатель предлагает сдуть снежинки с
варежек.
Дидактическое пособие «Бабочка
на цветке»
Пособие выполнено из старых CD дисков, которые оформлены с помощью цветной
самоклеящейся плёнки в виде цветов. К цветку прикреплена бабочка, сделанная из
креповой бумаги, с помощью нитки
Пособие можно использовать, создав игровую ситуацию
«Бабочка села на цветок». Все вместе представляют, что наступило лето, выросли
цветы. Ребёнок держит в руках цветок, любуется его красотой, сажает на него
бабочку, рассматривает её.
По сигналу воспитателя: «Бабочка вспорхнула и улетела» ребёнок дует на бабочку,
сдувает её с цветка.
Упражнение можно проводить, как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.01.2023
Дата обновления: 29.01.2023
Дата публикации: 22.03.2022