Программа ППС детей ОВЗ

Пояснительная записка
Лица с ОВЗ и дети-инвалиды представляют собой одну из наиболее социально
уязвимых групп, обучающихся в силу наличия
у них ряда специфических
психофизиологических особенностей, обуславливающих необходимость
организации и
реализации такого образовательного
процесса
и
психолого-педагогического
сопровождения, которые были бы способны в полной степени удовлетворить особые
образовательные потребности данных индивидов.
В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с нарушениями зрения, слуха, речи,
опорно-двигательного
аппарата,
задержкой психического
развития,
расстройствами
аутистического спектра, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
Следует отметить, что статус «обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья» присваивает ребенку психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), в
заключении которой содержатся рекомендуемые специальные условия для получения
образования обучающимися, в том числе необходимость психолого-педагогического
сопровождения в процессе освоения образовательной программы.
Признание лица инвалидом (ребенком-инвалидом) осуществляется федеральным
учреждением МСЭ. Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт
установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная
программа реабилитации или абилитации (ИПРА). На основании выписки ИПРА ребенкаинвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической
реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с оказанием исполнителей и сроков исполнения.
При этом в соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной
программы реабилитации
или
абилитации
инвалида,
индивидуальной
программы
реабилитации
или
абилитации
ребенка-инвалида,
выдаваемых
федеральными
государственными
учреждениями медико-социальной
экспертизы,
и
их
форм,
утвержденным приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, заключение о
нуждаемости в проведении мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или
абилитации вносится в ИПРА на основании заключения ПМПК [3].
В зависимости от нозологической группы обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
встречаются следующие трудности:
1) коммуникационные барьеры, трудности
в
установлении межличностного
взаимодействия с педагогами и сверстниками;
2)
проблемы
в
произвольной
регуляции
собственной
деятельности;
недостаточная сформированность
психологических
предпосылок
к
овладению
полноценными навыками учебной деятельности;
3)
трудности
формирования
учебных
умений
(планирование
предстоящей
работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование
деятельности, умение работать в определенном темпе);
4) сложности в адаптации к школьному обучению, распорядку, правилам
поведения различной степени выраженности;
5) повышенная тревожность, т.к. многие дети с ОВЗ отличаются повышенной
впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на изменение тона голоса педагога,
обладают лабильным настроением;
6) самооценка неустойчивая, чаще неадекватная, капризность, инфантилизм, склонность
к избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от близких;
7) повышенная утомляемость, характерная для большинства детей с ОВЗ; они
быстро становятся
вялыми
или
раздражительными,
плаксивыми,
с
трудом
сосредотачиваются на задании;
8) утрата интереса и мотивации, отказ от выполнения задания, двигательное беспокойство
в результате утомления у некоторых детей;
9) негативная реакция на обучение в школе (в случае, когда образовательная среда создана без
учета их психофизических особенностей и образовательных потребностей).
Вместе с тем у отдельных категорий, обучающихся с ОВЗ на первый план
выходят особенности, связанные со структурой нарушения в развитии:
1. У обучающихся с сенсорными нарушениями (нарушения слуха, зрения)

имеются проблемы в восприятии учебного материала, в результате этих проблем могут возникать
пробелы в знаниях, неточность, фрагментарность знаний; наблюдается меньший объем
внимания, трудности его переключения и распределения, снижена способность к его
концентрации, наблюдаются недостаточно сформированные пространственные представления.
2. У обучающихся с нарушением интеллекта значительные проблемы в
установлении продуктивного взаимодействия с учителем (особенно условиях инклюзивного
образования), а также трудности
в
установлении адекватных
контактов со сверстниками; внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом
переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания
обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством
навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса
к учению.
3. У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Двигательные
нарушения часто сопровождаются нарушениями сенсорной и познавательной сфер; отмечается
повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов, что связано с поражением
ЦНС; серьезно ограничены представления об окружающем мире и социальной сфере, что
обусловлено вынужденной изоляцией и ограничением контактов со сверстниками.
4. У обучающихся с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются пробелы в
знаниях, представления об окружающем мире часто отличаются отрывочностью,
фрагментарностью, неточностью. Для них характерен низкий уровень развития основных
свойств внимания, его концентрации и способности к распределению внимания; трудности
в овладении навыками чтения и письма, как следствие, может наблюдаться хроническая
неуспеваемость по тем учебным дисциплинам, при изучении которых традиционно
используются методы обучения, где источником знания является письменное слово.
5. У обучающихся с расстройствами аутистического спектра наблюдаются разной
степени выраженности недоразвитие когнитивной сферы (первичного или вторичного
происхождения),
значительно
снижающие
возможность
успешного
освоения
обучающимися программного материала; специфические проблемы в коммуникации и
социальном взаимодействии; специфические особенности запоминания, связанные с наличием
сверхценных интересов; частые перепады настроения, вспышки агрессии, аутоагрессии.
При разработке программ адресной помощи обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам
следует учитывать:
1) осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
в соответствии с рекомендациями ПМПК;
2) определение особых образовательных потребностей данной категории детей;
3) определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой группы детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
ребенка;
4) обеспечение дифференцированных условий образования: оптимальный режим
учебных нагрузок; вариативные формы получения образования и специализированной
помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК; коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учет индивидуальных
особенностей ребенка;
соблюдение
комфортного психоэмоционального режима;
5) создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной
образовательной программы начального, основного либо среднего общего образования и
их инклюзии в образовательном учреждении в тесном сотрудничестве с школьной ППк;
6) использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения
его эффективности, доступности

Основные направления психологическогопедагогического сопровождения

Основные трудности обучающихся
целевой группы и «мишени»
психологического- педагогического
воздействия при оказании адресной
помощи
Освоение ООП:
- диагностика познавательной деятельности;
- коррекция и развитие интеллектуальной изучение зоны актуального и ближайшего
и эмоциональной сферы
развития;
- изучение рекомендаций ПМПК;
- развитие и коррекция когнитивных функций.
Коммуникативная сфера:
- изучение эмоционально-личностных
- преодоление коммуникационных
особенностей ребенка;
барьеров, трудностей в установлении коррекция коммуникативных трудностей;
межличностного взаимодействия с
- коррекция детско-родительских отношений и
педагогами и сверстниками;
обучение родителей навыкам взаимодействия с
- формирование и развитие
детьми;
эмоционального интеллекта, навыков
- просветительская работа с родителями.
распознавания эмоций и чувств своих и
другого;
- профилактика и коррекция регрессивного
поведения и инфантилизма.
Сфера социальной адаптации:
- профилактика дезадаптации;
- развитие произвольной регуляции коррекция трудностей поведения.
собственной деятельности;
- коррекция повышенной тревожности; формирование и развитие культурнонравственных форм поведения;
- формирование адекватной самооценки
Задача
педагога-психолога
заключается
в
оказании
воспитателям,
узким
специалистам систематической, направленной помощи в получении исчерпывающей
информации, наиболее полно
отражающей основные
особенности конкретного
ребенка данной категории, характеристики
его трудностей, особенности восприятия
и
усвоения им основной общеобразовательной программы.
Этапы реализации коррекционно – развивающей работы
Коррекционная
работа
реализуется
поэтапно,
в
течение
учебного
года.
Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для
устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период
реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их
образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия
требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой
базы учреждения.
Этап
планирования,
организации,
координации
(организационно-исполнительская
деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является
организованный
образовательный
процесс,
имеющий
коррекционно-развивающую
направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с

ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.Этап диагностики
коррекционно-развивающей
образовательной
среды
(контрольно-диагностическая
деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация
соответствия
созданных
условий
и
выбранных
коррекционно-развивающих
и
образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период
реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется
следующими специалистами:
Учитель-логопед
осуществляет коррекцию нарушений всех компонентов устной
речи (звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи,
фразовой и связной речи).
Педагог - психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально- волевого
и личностного развития воспитанника.
Направления коррекционно-развивающей деятельности.
1.
Диагностическая работа
обеспечивает своевременное
выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях образовательного учреждения.
Диагностическая работа включает:
№

Задачи

1

Комплексный сбор сведений о
ребёнке на основании
диагностической информации от
специалистов разного профиля.

2

Своевременное выявление детей,
нуждающихся в
специализированной помощи.
Ранняя (с первых дней
пребывания ребёнка в
образовательном учреждении)
диагностика отклонений в
развитии и анализ причин
трудностей адаптации.

3

Определение уровня актуального
и зоны ближайшего развития
воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья,
выявление его резервных
возможностей.
Изучение адаптивных
возможностей и уровня
социализации ребёнка с

Содержание деятельности
в ДОУ
Изучение особых
образовательных
потребностей
воспитанников, анализ
«Карт индивидуального
развития».
Проведение
психологической
диагностики по изучению
уровня развития
психологических качеств
дошкольников.
Проведение педагогической
диагностики по изучению
уровня овладения
общеобразовательной
программой.
Проведение углубленного
диагностического
обследования

Ответственные
Специалисты
ДОУ Педагоги

Психолог

Сроки
проведения
Май

Сентябрь
Октябрь

Педагоги

Специалисты
Педагоги

Октябрь
Январь

ограниченными возможностями
здоровья
Изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных
особенностей воспитанников.

4

Изучение социальной ситуации
развития и условий семейного
воспитания ребёнка.
Системный разносторонний
контроль специалистов за
уровнем и динамикой развития
ребёнка.
Анализ успешности
коррекционно-развивающей
работы.

5

6

7

Обследование особенностей
личностного развития,
коммуникативных
способностей.

Педагоги
Психолог

Диагностика семейной и
социальной ситуации
развития.
Динамическое наблюдение
за учащимися в рамках
деятельности ПМПк

Психолог
Педагоги

Проведение повторного
обследования, выявление
динамики развития
учащихся.

Психолог
педагоги

Специалисты
Педагоги

В течение
учебного
года
Октябрь
Май
В течение
учебного
года
В течение
учебного
года
Апрель Май

2.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков
в физическом и (или) психическом развитии
детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях
общеобразовательного
учреждения;
способствует
формированию
интегративных
качеств воспитанников (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
№

Задачи

1

Выбор оптимальных для
развития ребёнка с
ограниченными
возможностями здоровья
коррекционных
программ/методик, методов и
приёмов обучения в
соответствии с его особыми
образовательными
потребностями.
Коррекция и развитие высших
психических функций.
Развитие эмоциональноволевой и личностной сфер
ребёнка и психокоррекция его
поведения. Коррекция
зрительного восприятия.
Коррекция речевого развития.

2

3

Формирование универсальных
учебных действий и коррекция
отклонений в развитии.

Содержание
деятельности в ДОУ
Определение программы
индивидуальной
траектории развития в
рамках деятельности
ПМПк
Анализ рекомендаций

Ответственные Сроки
проведения
Администрация В течение
Специалисты
года
Педагоги

Организация и
проведение
специалистами
индивидуальных и
групповых коррекционноразвивающих занятий,
необходимых для
преодоления нарушений
развития и трудностей
обучения.
Системное воздействие на
учебно-познавательную
деятельность ребёнка в

Педагогпсихолог
Учительлогопед
Воспитатель
Родители

В течение
года
согласно
графику
работ

Педагоги

В течение
года

4

Социальная защита ребёнка в
случаях неблагоприятных
условий жизни при
психотравмирующих
обстоятельствах.

динамике
образовательного
процесса Динамическое
наблюдение за
воспитанниками в рамках
работы ПМПк
Индивидуальные
консультации
специалистов.

Психолог
Педагоги

В течение
года

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
№

Задачи

Содержание
деятельности в ДОУ

1

Выработка
совместных
обоснованных рекомендаций по
основным направлениям работы
с
воспитанниками
с
ограниченными возможностями
здоровья.
Консультирование
специалистами педагогов по
выбору
индивидуальноориентированных методов и
приёмов
работы
с
воспитанниками
с
ограниченными возможностями
здоровья

Определение
сопровождения
воспитанников.

2

3

Ответственные Сроки
проведения

стратегии Педагог
Специалисты
Родители

Изучение
запросов
по
оказанию
методического
сопровождения
и
практической
помощи
педагогам.
Организация по вопросам
сопровождения
воспитанников:
консультаций
для
педагогов; - выступлений на
пед.советах, -заседаниях МО;
- мастер-классов;
-обучающих семинаров,
- практикумов
Консультативная помощь семье Организация
в вопросах выбора стратегии индивидуальных
воспитания
и
приёмов консультаций. Подготовка и
коррекционного
обучения представление учащихся на
ребёнка
с
ограниченными ПМПК
возможностями здоровья.

Администрация

В
течение
года

В
течение
года выбору

Специалисты
Педагоги

Администрация
В
течение
Специалисты
года
ДОУ
Педагоги
Специалисты
ПМПК
Родители

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной
компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ; взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и
социальными партнерами.
Информационно-просветительская работа предусматривает:

 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса– родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического
сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения
укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития
ребенка с ОВЗ.
Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление
контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей с ОВЗ,
проведением индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения:
 соблюдение режима дня,
 мероприятия по физическому и психическому закаливанию,
 специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,
 особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,
 использование здоровьесберегающих технологий.

Список используемой литературы:
1.Башмаков, М. И. Индивидуальная программа [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.
2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями
развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М.:
Владос, 2007. – 239с.
3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии : педагогическая помощь : учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М.: Академия, 2006. – 240с.
4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А.
В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.
5.Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и
воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М.
В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.
6.Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты
оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография
[Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и.,
2005. – 128с.
7.Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления
психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития
[Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67.
8.Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого
возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические
рекомендации [Электронный ресурс]
9.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционноразвивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е.
А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96. 10. Хуторской, А.В.
Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? : пособие для
учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».